200 млн. убытков, ушли с биржи 3 года назад: как сейчас дела у Лады, кто ей владеет и какие перспективы инвестиций в авторынок сейчас есть
Я однажды слышал легенду, что с автомобилями LADA не надо париться — сел, завёл и поехал. Пара моих знакомых подтверждают — купили «Калину» и вполне довольны.
На себе проверять не буду, но что там у ВАЗа, узнаю. Как себя чувствует, сколько и кому денег приносит и какие перспективы для инвесторов.
Оглавление
Откуда взялась компания
Бренд автомобилей LADA «АвтоВАЗ» — культовый для России и СНГ. Сейчас «успехи» завода достигли таких вершин, что его отцам-основателям остаётся только горестно вздыхать на том свете. Но когда-то машинки были в почёте и пользовались успехом у зажиточных городских бюргеров, деревенских обитателей и даже бандитской братвы.
Началось всё в 60-х, когда народонаселение СССР возроптало от невозможности комфортабельно транспортировать свои телеса на личном транспорте. Рыночные цены на уже производимые в Союзе ГАЗы для простого пролетария были просто космос, поэтому наверху решили подсмотреть у капиталистов, чем они потчуют средний класс.
Источник: vc.ru
Выбор остановили на итальянском Fiat. Оформили себе премиальную подписку — вместе с чертежами, специалистами, прототипами и авторскими правами. В 70 первые лады/фиаты сошли с конвейера.
Завод шёл к успеху, хорошо пережил развал СССР и 90-е, но споткнулся об 2008 и с тех пор перманентно стагнирует, периодически пытаясь вернуться в обойму.
Кто на самом деле владеет компанией и как ее получил
В 2009 потенция «АвтоВАЗа» внезапно иссякла. Производство упало втрое, пришлось уволить кучу народу и остановить конвейер. Это событие красноречиво отразилось на графике:
Источник: vc.ru
Но так просто отбыть в мир иной компании не дали. Разгорелась дискуссия. Минпромторг предлагал продать кому угодно и за сколько угодно. За этот вариант лично топил Герман Греф. Ростех, который в 2005 году отжал себе контрольный пакет акций и вложил прилично денег, имел надежды отбить хоть что-нибудь.
Пришли к компромиссу — продать компанию иностранному партнёру, как хотел Греф, но с сохранением доли.
Краткая хронология событий:
- 2007—2013: LADA банкротится, в долю входит Renault;
- 2013—2017: Ростех и Renault основывают альянс;
- 2017—2018: новосозданный Alliance Rostec Auto B.V. консолидирует 83,5% акций;
- 2018 — настоящее время: альянс выкупает все 100% акций, Renault получает 67,61%, а 32,39% достаётся «Ростеху».
Хотя блокирующий пакет у нас, фактически рулит Renault. Рулит неважно — по итогам 2020 года компания наторговала на минус 196 миллионов евро. Поэтому в следующие 5 лет французский концерн откажется от всех платформ LADA (Vesta, Granta, Niva) и создаст платформу-универсал для нищебродов на базе румынской марки Dacia.
Сколько денег приносит компания владельцам, на что они их тратят
Тратить нечего, поскольку сейчас торговая марка приносит только убытки. За последние 10 лет лишь в 2018 и 2019 бренд поработал в плюс. Остальное время исправно утилизировал все инвестиции.
Динамика доходов на графике:
Источник: old.conomy.ru
С 2018 статистика не публикуется, поскольку, поскольку после консолидации акций, альянс вывел бумаги с торгов. В 2020 убытки компании составили почти 200 млн евро. Этот год тоже прибылей не сулит.
Но даже если бы от выручки ломилась касса, никто на этом сильно не наварится. Российская доля на 100% принадлежит госкорпорации Ростех. Крупнейший держатель акций Рено — правительство Франции. Остальное размазано по институциональным инвесторам.
Что с акциями, есть ли смысл вложиться или имеются альтернативы получше
Акции LADA АвтоВаз на бирже не торгуются. В 2018 российско-французский альянс принудительно отжал все оставшиеся акции миноритариев и провёл делистинг. Впрочем, из желающих и так очередь не стояла.
С 2008 года компания не выплачивает дивиденды. Предыдущие 9 лет стоимость ценных бумаг только снижалась. Это видно на историческом графике:
Источник: tinyurl.com
У Рено тоже не сказать, чтобы всё в порядке:
Источник: ru.tradingview.com
Поэтому если собираете портфель из «автомобильных» акций, ориентируйтесь на рыночных топов со стабильной выручкой и перспективами на «зелёный» переход.
Вот актуальный топ-5 подобных компаний на октябрь 2021:
Источник: tinyurl.com
- Volkswagen Group;
- Toyota Motor;
- Daimler;
- Ford Motor;
- General Motors.
Я взял только «твёрдых» топов. Есть куча всяких типа Tesla, которые вертят экоповесткой, но я бы не надеялся, что у них так проконает слишком долго. Например, тот же Ford или VW уже подминают этот рынок под себя. И ресурсов/заводов/технологий/опыта/возможностей у них гораздо больше.
А может, вы уже успели инвестировать в автобизнес? Если так, делитесь впечатлениями — сколько купили и какой результат получили по итогу.