Топ-3 в мире по протяженности дорог, а на IPO так и не вышли за 20 лет: кто владеет РЖД и сколько денег это приносит

Давно питаю инвесторский интерес к РЖД, но транспортный монополист пока радует лишь досмотрами на вокзалах и сендвичами по ₽250 за шт.

Если моя память в норме, компания в перманентной подготовке к IPO ещё с начала нулевых, но воз и ныне там. Выясняю, чем живёт сейчас РЖД, сколько зарабатывает и чьи кошельки наполняет.

Откуда взялась компания

Структура выросла на останках «Министерства путей сообщения РФ», которое образовалось в 1992 году после самороспуска СССР. Ведомство сравнительно неплохо пережило лихие 90-е.

Подозреваю, потому что эффективная железка нужна всем — как-никак самый дешёвый способ гонять несметные богатства России на благословенный запад.

Источник: rzd.ru

К 1998 внезапно обнаружили, что имущество министерства медленно, но уверенно превращается в лом, а чиновничья братия слабо представляет себе администрирование таких сложных конструктов. Решили полностью интегрировать МПС в свободный рыночек, что и провернули в 2003.

Правда, доверить акции такого ценного предприятия всяким посторонним не решились. Министерство конвертировали в ОАО, но акционер у него всего один — Российская Федерация.

В 2007 чуть было не разместились на бирже, но вовремя одумались. Решили, что лучшего инвестора, чем госбюджет пока не найти.

Кто на самом деле сейчас владеет компанией

РЖД — достояние государства. На сайте компании сказано, что единственный акционер компании (100% акций) — Российская Федерация. Проще говоря, правительство РФ одновременно и учредитель, и единоличный владелец.

Дела у бизнеса идут неплохо, капиталец прирастает, поэтому эмитент регулярно допечатывает ценные бумаги — обыкновенные и привилегированные акции номиналом 1000 рублей.

Источник: old-ir.rzd.ru

Серьёзно, сами печатают, сами и выкупают.

Проворачивают такое регулярно. Перерыв делали только в 2004/5/6 году. Все остальные годы печатали как по расписанию. Самый свежий выпуск — от сентября 2021. Выпустили 31,7 миллиона акций всё тем же номиналом — 1000 рублей. Всего за всё время — 2 347 025 032 обыкновенных и 150 000 000 префов. Вопрос для чего оставлю открытым.

Сколько денег приносит компания

ОАО «РЖД» — это холдинг. Под брендовой упаковкой спрятано 189 компаний, занятных по разным направлениям. Одни дают неплохие деньги; другие работают похуже, третьи денег вообще не дают и субсидируются за счёт более успешных.

В любом случае без копейки не сидят. Динамика чистой прибыли по 2016 год:

Источник: f-husainov.livejournal.com

Только в суровый 2014 и не менее санкционный 2015 работали в ноль. Остальные годы без прибыли не оставались.

Ковидный 2020 умножил на ноль пассажирские перевозки и спровоцировал падение выручки почти в 200 раз. По чистой прибыли холдинг сделал минус 52,9 млрд руб. Хотя общая динамика положительная и все годы, начиная с 2016 прибыль была. Например, в 2019 заработали 155,7 млрд руб. чистоганом.

Что с акциями, есть ли смысл вложиться или имеются альтернативы получше

Акции РЖД инвесторам недоступны. А конкурентов на российском рынке больше особо и нет. Вместо акций холдинг предлагает облигации под государственные гарантии. Деньги вкладчиков тратит на различные проекты вроде:

  • модернизации БАМа и Транссиба;
  • обновление инфраструктуры и подвижного состава;
  • создание новых транспортных переходов.

Создаёт задел на большую прибыль в будущем. Подозреваю, хочет вписаться в концепцию новых «шелковых путей» между Китаем и Европой, хотя и свой рынок от этого тоже выигрывает. Из Сибири и Дальнего Востока ещё черпать и черпать.

Исходя из такой специфики развития, компания делает упор на средне- и долгосрочные облигации. Что есть в наличии сейчас:

Источник: unicom24.ru

Насколько эти ценные бумаги обеспечены? Думаю, более чем. РЖД сегодня — это:

  • третье место в мире по протяжности ж/д путей;
  • интеграция в глобальный рынок перевозок;
  • широкая диверсификация источников дохода.

А если споткнётся, государство выручит.

Сам покупать пока не планирую — буду ждать публичного размещения, если оно всё-таки случится. Долгосрочные облигации меня пока не интересуют.

Хотя, возможно, я передумаю, если увижу весомые аргументы ЗА. Так что, если кто-то может замолвить словечко в пользу РЖД, делайте это в комментариях. Критическими отзывами тоже делитесь. Меня интересует любое мнение.

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Подпишитесь на обновления
Добавить комментарий

Теперь и в Telegram!

А самое интересное тут

У меня есть подарок для вас — инвестиционная брошюра!
Забрать подарок
Adblock
detector