Одна Apple зарабатывает уже больше чем вся Россия: сравниваю цифры и рассуждаю куда катится этот тренд

Когда-то я работал в одной небольшой, но очень оригинальной службе доставки. У нас была пара интересных фишечек и огромные планы на будущее. Но однажды пришла Яндекс.Доставка и бизнес быстро кончился.

Тогда я убедился, что никакой конспирологии нет — рынок принадлежит корпорациям. Но теперь вижу рынка им мало — корпорации хотят делать погоду в правительстве.

Эпичная история с Трампом и ведущими медиагигантами, которые его забанили — наглядное тому подтверждение. Неужели мир уже принадлежит корпорациям — давайте посмотрим на цифры и примеры.

Топ-5 крупнейших мегакорпораций, насколько они богаче России

Чтобы оценить могущество корпораций, давайте сравним их капитализацию с бюджетом одной из крупных стран. Например, нашей. Доходный бюджет России на 2021 — 18,8 трлн руб. В пересчёте на зелёную валюту будет в районе 253 миллиарда. А какие успехи у топовой пятёрки корпораций?

Источник: companiesmarketcap.com

В настоящий момент пятёрка лидеров по рыночной капитализации выглядит так:

  • Apple (AAPL) — $2,207 T;
  • Microsoft (MSFT) — $1,899 T;
  • Saudi Aramco (2222.SR) — $1,888 T;
  • Amazon (AMZN) — $1,748 T;
  • Alphabet-Google (GOOG) — $1,602 T.

Ну как, нигде не ёкает? В принципе можно даже не суммировать — одной Apple хватит. Но для чистоты эксперимента посчитаю. Совокупная капитализация топовой пятёрки — 9,337 триллиона долларов на момент обзора. За такие деньги не то, что одну Россию — половину континента купить можно.

Ну это капитализация, а если что выручка Apple за 2020 год — 274 миллиарда. Больше чем собрал бюджет РФ.

Как корпорации борются с конкурентами и подминают под себя бизнесы

Чтобы не рассказывать длинных душещипательных историй о том, как корпорации банкротят честные бизнесы, просто приведу несколько примеров по компаниям из выше перечисленных.

Сколько стартапов они поглотили и сколько из них реально вошли в состав корпорации и остались работать — смотрите подробно в источниках. Я пройдусь по вершкам.

Apple — больше 120 поглощений.

Реально в бизнес корпорации интегрированы только Beats Electronics, бизнес Intel по производству модемов, Siri, Anobit (фирменная флеш-память), Shazam, NeXT Computer, AuthenTec (Apple Pay), LinX, NextVR и ещё с десяток компаний. Остальные — закрыты спустя пару месяцев после приобретения. Персонал распущен.

Топ №2 — Microsoft. Почти 300 поглощений.

Источник: cbinsights.com

Реально корпорация пользуется Hotmail, LinkedIn, Skype, Github, aQuantive, Mojang (Minecraft), Visio Corporation, Navision, Yammer, Fast Search & Transfer.

Ещё несколько десятков студий реорганизованы, а их сотрудники интегрированы в штат других подразделений. Остальные успешно угроблены и конвертированы в ценные патенты.

Причём некоторые активы достались Microsoft за немалую цену, скорее всего из соображения — и сам не гам, и другому не дам.

Остальные не лучше. У Google 242 поглощения, из которых реально полезными были Motorola, Fitbit, YouTube, HTC — Pixel и ещё десятка два-три. У Амазона — 104 поглощения тоже пару десятков реально полезных. Остальные закрыты, а их патенты ушли в собственность корпораций.

Если какой-то новый стартап захочет двигаться в том же направлении, что и закрытые компании, у него будет два варианта:

  • продаться с потрохами и повторить судьбу предшественников;
  • выплачивать роялти за использование патентованных технологий, перестать быть конкурентным и обанкротиться.

Ну а вы как хотели, это рыночек.

Чем грозит тренд на мегакорпорации

Есть такое понятие, как парадокс выбора. Его суть в том, что чем больше вариантов вам предоставить, тем меньше у вас шансов выбрать хорошую вещь. Казалось бы, наоборот, чем шире ассортимент, тем лучше, но нет.

Известное исследование психологов Шины Айенгар и Марка Леппера показало, что потребители в 10 раз чаще покупали банку качественного джема, когда предложение сокращалось с 24 до 6.

Источник: uniquebusinessmodels.substack.com

Но купить качественный джем вообще нельзя, если во всех банках — одно и то же, только под разными наклейками. Иллюзия выбора. А реальных вариантов на самом деле кот наплакал.

На диаграмме несколько примеров компаний, которые владеют разными брендами одного и того же продукта, чтобы наполнять рынок ширпотребом, имитируя конкуренцию.

Эта тенденция крупных конгломератов. Простой потребитель в большинстве случаев даже не знает о родительском бренде, и у него возникает «иллюзия выбора».

А конкуренция между ними превращается в имитацию — страдают только новые участники, которые хотят зайти на рынок. Их обычно просто покупают. На западе таких примеров много. А можете ли вы назвать отечественные отрасли, в которых уже применяется такая модель?

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Подпишитесь на обновления
Добавить комментарий

Теперь и в Telegram!

А самое интересное тут

У меня есть подарок для вас — инвестиционная брошюра!
Забрать подарок
Adblock
detector