Снимите розовые очки: диванным бизнесменам посвящается
Половина моих знакомых периодически мечтает о карьере Стива Джобса или Билла Гейтса. А я – консерватор – их всё время отговариваю, правда, скорее интуитивно, чем предоставляя веские доводы.
Я думаю, настал подходящий момент разобраться серьёзно с этим вопросом. Столько людей уже попало в омут бизнеса и оказалось в нищете, и только единицы достигли звёздных высот. Какие риски существуют, где соломки подстелить, о мифах бизнеса – прямо сейчас.
Оглавление
Заблуждение первое (самое ужасное)
Возьму кредит и развернусь…
«Уж сколько их упало в эту бездну» — это о «бедолагах», попавших в долговую яму кредитора.
Статистику не обойдешь — 90% начинающих бизнесменов прогорают. Наивно или оптимистично думая, что все знают и все просчитали, в один не прекрасный момент остаются они без средств, но со списком кредиторов. Платить нечем, прибыли не ожидается, а банк засыпал угрозами. Так начинается плохая кредитная история и провал операции «Мне бы только дали денег…»
Риски тут серьезные, можно остаться буквально нищим, потерять жилье. И вряд ли горемыку вдохновит жизнеутверждающий тезис об авантюристе-миллиардере, в молодости неоднократно попадавшем в нищету.
Заблуждение второе (или метаморфозы сознания)
Не хочу работать на дядю.
Ох, уж эти начальники, как они достают! И вот ты сам себе хозяин, у тебя даже появился работник. И вскоре ты замечаешь, что мыслишь, как бывший злой начальник. «А почему это он с обеда на 15 минут позже пришел, и вот недавно играл с телефончиком, за что ему платить такую зарплату?»
А сам ты – директор – вместо того, чтобы хорошо выспаться, выпить ароматный кофе, поболтать с другом, посмотреть новые ролики в YouTube (ведь так мечталось), с утра пораньше встретился с поставщиком, слетал в налоговую и назначил на 10 планерку в офисе.
Такова участь начинающего бизнесмена – просыпаться ночью от ужаса, что забыл самое важное, пытаться не утонуть в стрессах и проблемах. И работать круглосуточно.
Заблуждение третье (открыть бизнес как лотерея)
Скоро поеду на Канары
«Бутерброды с черной икрой 3 раза в день, и купаться в ванне с шампанским, и все это совсем скоро» — сладкие грезы наивного мечтателя, не попадавшего еще в суровый мир бизнеса.
А в нем на каждом шагу ловушки для простофили, лентяя, нерешительных и безынициативных людей. Прежде чем бизнес встанет на ноги (если не умрет), пройдут месяцы (годы?!) безденежья и бессонных ночей.
Быстро разбогатеть можно, купив счастливый лотерейный билет. А создать базу постоянных клиентов, заслужить у них репутацию… Для этого надо время немалое, подход творческий, терпение безграничное и вложение каждой копейки в развитие дела.
Для справки. Стандартная ситуация для молодого бизнеса – убыток в 1-ый год, ноль или небольшой плюс в следующий год. И это при самом благополучном раскладе!
Заблуждение четвертое (эссе о ночном магазине)
У меня есть супер – идея! «Это дураки прогорают, а я знаю, как удивить мир».
Во все времена были люди с идеями, поражающими воображение. Но большинство сногсшибательных замыслов разбивалось о реальность, как корабль о скалы. Правильный вопрос здесь – кому это нужно?
Чтобы понять, кто будет твоим клиентом, надо проанализировать рынок, изучить конкурентов, найти свою нишу.
Вот затесался среди высоток маленький магазинчик, через дорогу – крупная торговая сеть, сзади – тоже. А он суетится, светит огоньками и ночью, и днем.
Что позволяет ему выжить среди таких серьезных конкурентов? А он просто предлагает обычные продукты обычным людям, в любое время дня и ночи. Здесь за прилавком соседка, можно обсудить дворовые события, сюда придут задержавшиеся допоздна на работе труженики, а совсем поздно потянутся любители чего-нибудь съесть или выпить посреди ночи. Все по-домашнему.
Вот она, лучшая идея бизнеса – дать людям то, что они хотят, и тогда, когда им это надо.
Заблуждение пятое (не расслабляться)
Что тут сложного?
«Моя жена – прекрасная повариха, денежки мы накопили, откроем с ней небольшой ресторанчик» — говорит бодрый пенсионер, наконец-то получивший возможность потратить свободное время и небольшой капитал на свою давнишнюю мечту.
И действительно, кое-что они представляют: планируют взять в аренду помещение, закупить оборудование, мебель, посуду и все необходимое. Найти выгодных поставщиков продуктов, подобрать улыбчивых официанток.
Как схема в бизнес-плане, это (наверное) выглядело бы неплохо. Но в реальности они пока даже не представляют, что им двоим придётся работать за всех. Быть директором и разнорабочим, секретарем и бухгалтером, менеджером и шеф-поваром. И подводные камни, которые есть в любом бизнесе, их непременно ожидают.
А если вспомнить, что ресторанчик открывается в России, то можно представить, какое дополнительное удовольствие они получат от бесконечных проверок и отчетов.
Разочаровались? Нет? Ну что же, если очень хочется, можно рискнуть. Но с умом, и без розовых очков.
Пишите о своем опыте, подписывайтесь, обсудим все. До встречи.