Зачем Сбербанк теперь фотографирует и записывает голос всех своих клиентов?
Был вчера в Сбербанке и с удивлением узнал, что они теперь не просто фотографируют всех своих клиентов, а еще и записывают голос. Я расспросил менеджера зачем и заодно узнал у знакомого юриста правомерно ли проведение данной процедуры. Вот что мне удалось узнать.
Оглавление
Зачем Сбербанк фотографирует клиентов при получении карты
Очень многие клиенты столкнулись с тем, что при получении карты сотрудник Сбербанка просит их посмотреть в камеру. В личном деле теперь фиксируется фотография. Затем удивленного гражданина просят посчитать от 0 до 9 и назвать в обратной последовательности цифры. При этом идет запись голоса.
Для чего это делается? Согласно ФЗ №152 «О персональных данных» теперь коммерческие банки могут собирать биометрические данные клиента.
Впоследствии это поможет распознавать его по голосу при обращении в контакт-центр и по фотографии – при обслуживании в отделении Сбербанка или в его зонах самообслуживания (у терминалов, банкоматов).
Биометрия: что это
Биометрия – программа, которая в Сбербанке получила большое распространение. Простыми словами – это запись голоса и анатомических особенностей лица гражданина.
Многие сотрудники кредитной организации уверяют, что в дальнейшем подключение к программе позволит обслуживать ряд клиентов без паспорта и без карточки. Однако, как заверяют представители самого крупного банка в стране, до реализации этого проекта еще долго. Пока же они просто собирают информацию.
Участие в программе абсолютно бесплатное. Свое согласие на обработку указанных данных клиент подтверждает картой. При помощи ее гражданина распознают в системе.
При распознавании личной информации, а затем и при сохранении аудиошаблона и фотографии клиент просто вводит ПИН-код. Он будет заменять личную подпись. Если карты с собой нет, сотрудник Сбербанка предложит вам подписать бумажный вариант согласия. Затем данный документ подкрепляется к личному делу клиента.
Сбербанк фотографирует клиентов для кредита
Фотографируют клиентов и при оформлении кредита. Эта процедура не является новшеством. Однако через нее проходит каждый соискатель, желающий получить в долг у банка некую сумму средств.
Фотографию делают еще на стадии заполнения анкеты, прикладывают к заявлению и в электронном виде отправляют на рассмотрение.
Процедура также является обязательной. Она позволяет распознать клиента и исключить вероятность мошеннических действий, в том числе со стороны сотрудников Сбербанка.
Правомерно ли фотографирование клиентов
Согласно Конституции, банк не имеет права настаивать на создании снимка. Вы можете отказаться от процедуры, в том числе и при получении кредита. Однако согласно внутренней политике Сбербанка, если отсутствует фотография в деле, в предоставлении денежных средств могут отказать. Анкета даже не уйдет на рассмотрение – таковы настройки программы.
Возможно, в дальнейшем при обслуживании клиента банкоматы, не сумев распознать человека по фотографии из-за ее отсутствия в базе, также не станут проводить операции.
Пока же в части сбора биометрических данных вы можете не давать своего согласия. Тогда сотрудник Сбербанка не будет делать снимок и записывать голос и процедура выдачи карты не затянется.
Что же касается безопасности, то Сбербанк гарантирует, что личные данные клиентов не разглашаются, его фотография и голос останутся только внутри структуры и не будут переданы государству или третьим лицам. Наличие же биометрических данных, наоборот, ускорит процедуру обслуживание и позволит исключить выдачу кредита подставным лицам.
Остается надеяться, что кибербезопасность в этом финансовом институте продумана до мелочей и мошенники не смогут воспользоваться базой данных биометрии.