Было ПАО — стало АО: мое мнение зачем Автоваз ушел с биржи как только начал выходить в прибыль и причем тут бюджетные деньги
Было ПАО — стало АО. «АвтоВАЗ» ушел с биржи и теперь его акции нельзя купить или продать даже на внебиржевом рынке.
Раньше такой трюк уже проделывали «Уралкалий», «Дикси», «МегаФон» и некоторые другие компании, а теперь помахал ручкой и ушел в тень наш автогигант. Ушел с биржи, но не с рынка.
Зачем он это сделал и что стало с акционерами — я навел справки и нашел много интересного. Теперь делюсь с вами.
Оглавление
Немного предыстории и нынешнее положение
Долго рассказывать про отечественную гордость автопрома не буду — вы и так хорошо в курсе. Вкратце пройдусь по ключевым моментам:
- В 1966 постановлением правительства СССР был создан автомобильный завод.
- В 1970 АвтоВАЗ выпускает первые классические «Жигули».
- В 1977 завод производит фурор, выплюнув на рынок сверхуспешную на то время «Ниву».
- В 1993 «АвтоВАЗ» успешно преодолевает приватизацию и мутирует в акционерное общество.
- С 2001 компания привлекает иностранные инвестиции в рамках локализации производства (Renault, GM, Ford).
По ходу нулевых завод более или менее успешно развивался и активно поглощал госдотации, а в 2012 году «АвтоВАЗ», значительная часть которого принадлежала «Ростеху», влился в альянс Renault-Nissan под руководством Карлоса Гона.
Гибрид частного концерна и госкорпорации на 76,25 % принадлежал уже упомянутому Alliance Rostec Auto BV, который (внезапно!) зарегистрировался в Нидерландах.
В общем, компания вроде российская, принадлежит французам, а базируется в Голландии.
В таком виде автогигант худо-бедно просуществовал до 2017, терпя убытки и пожирая дотационные деньги, а в 2018, впервые после 2014-го выйдя на приличные показатели, объявил о делистинге.
У простых инвесторов забрали все бумаги в пользу материнской компании и объявили, что вскоре компания вернется на российский рынок после глобальной реорганизации.
И вот до чего мы дожили
Акции «АвтоВАЗа» перестали существовать в ноябре 2018 года. К тому времени уже 96,64 % было собрано в руках французов; пользуясь законным правом, компания принудительно выкупила актив.
Интересно, что сам процесс «выкупа» был тем еще цирком.
Условия были прописаны очень странно. Например, электронный обмен запретили. У миноритариев отняли возможность получить деньги сразу на свой брокерский счет. За обменом нужно было ехать в Тольятти, чтобы получить на руки наличку.
Представьте, что вы живете во Владивостоке и внезапно узнаете, что нужно явиться в Тольятти лично. Всего лишь 8 с гаком тысяч км преодолеть, чтобы еще неизвестно когда попасть к нотариусу.
В общем, понятно, что большинство мелких акционеров, доля которых стоит меньше 50К рублей, буквально подарили свои деньги хитрецам из правления.
Кто, зачем и почему
Я видел много разных версий, но самыми правдоподобными мне показались две.
Первая: распил дивидендов. Акции разделили между своими, чтобы не делиться дивами. Если что, по уставу «АвтоВАЗ» дивиденды платить должен. Но не делал этого из-за убыточности.
К 2017 компания начала выбираться из падения и очень неплохо нарастила продажи. Статистика говорит сама за себя.
Причем завод не стеснялся регулярно поднимать цены. Он делал это в 2017 и в 2018, а в 2019 целых три раза. Как видно, на горизонте замаячили перспективы неплохо заработать, а значит, и дивиденды.
Вот тут-то акции и изъяли по хитрой схеме, чтобы побольше выплат ушли только своим.
Вторая версия — инсайдерские телодвижения. Бизнес хотят сделать монополией. Для этого нужно модернизировать производство и накачать его деньгами от западных инвесторов и российской нефтебаксовой кубышки.
Сейчас происходит и то, и другое. Это объясняет стремление «АвтоВАЗа» не светить публично своими операционными данными. Посторонние не должны знать, сколько и кто вкладывает в компанию.
Ребята, видимо, больше не нуждаются в бирже для привлечения инвестиций (а ведь за деньгами на биржу и идут). Если так, значит, вопрос с финансами уже решен.
И он решен. «АвтоВАЗ» и Министерство промышленности и торговли РФ подписали договоры о сотрудничестве.
Сделано это в форме СПИК — Специального инвестиционного контракта, с помощью которого можно вливать государственные деньги в промышленные предприятия без волокиты и лишней отчетности.
Другая сторона взамен проведет реструктуризацию производства и даст технологии. Например, со следующего года завод не будет пилить собственные платформы, и почти 70 % автопарка будет клепать по трафарету CMF-B-LS — самой популярной модульной платформе Renault, придуманной еще в 2013.
По задумке, компания выйдет на рынок уже с позиции силы (см. график выше), заработает кучу денег и поделит все между «Рено» и «Ростехом».
А может, даже и проведет новый листинг, чтобы хайпануть на успехе. Хотя тут я уже выдумывать ничего не буду, доживем — увидим.
В заключение
«АвтоВАЗ» больше не наш? Не расстраивайтесь, он давно уже не наш. Еще с середины нулевых. Стоит ли проливать слезы? Смотрите сами.
Как видно, дела на рынке так себе. Наши компании сильно отставали от западных и без подобных слияний просто загнулись бы или продолжали тянуть деньги из бюджета впустую.
К автопрому (и нашему, и западному) я вообще отношусь прохладно. Не вкладывал и особо не горю.
Хотя LADA бодро рапортует о повышении продаж за ноябрь 2020 — на 1/5 по сравнению с ноябрем 2019-го. На первом месте Granta, дальше Vesta и Largus.
А вам как «АвтоВАЗ» — перспективная компания или нет? Будете покупать их акции, если они вдруг вернутся на биржу?