Полет успешный: акции ГК «Самолет» взлетели до 5000 за штуку — разбираюсь на чем они хайпанули в 500% за год
Решил вчера разбавить портфель новыми акциями. После ободрительных новостей из Китая уменьшил долю SMLT в два раза в пользу более стабильных голубых фишек. Ситуацию с Самолётом буду мониторить. Разбираюсь — застройщик на пике возможностей или копит ресурсы, чтобы выстрелить ещё круче.
Оглавление
Сколько сейчас стоят акции Самолета
Несмотря на пандемию, строительный рынок рос. Льготы от правительства надули спрос, и российские девелоперы косили небывалый профит. Снижение процентных ставок в целом, рост материнского капитала и расширение других соцпрогамм тоже стимулировали продажи.
Котировки SMLT на это отреагировали так:
Источник: ru.tradingview.com
«Самолёт» — классический девелопер, очутившийся в мире рекордно низких ипотечных ставок и мощного спроса. Цены взлетели, маржа небывалая, EBITDA растёт двузначными цифрами. Плюс компания заняла интересный и прибыльный рынок МСК и области, а адекватный менеджмент умеет конвертировать прибыль в развитие.
В 2020 девелопер разместился на Московской бирже, несмотря на ковид, локдауны и неблагоприятные внешние условия. Акции выпустили за счёт допэмиссии и снижения доли крупнейших акционеров. Почти за год своего существования на бирже, акции Самолёта выросли почти на 500%. Актуальная цена на момент написания 5576 рублей за штуку.
В чем причины такого взрывного роста
Кто-то уверен, что на рынке надулся пузырь и скоро он лопнет. Другие считают, что нужно закупаться пока есть шанс. Я категоричных прогнозов не дам. Считаю, рост котировок подкрепляется фундаментальными факторами:
Источник: samolet.ru
Показатели за 1П 2021 (млн руб.):
- Выручка — 33 276
- Валовая прибыль — 8411
- Скорректированная EBITDA — 8140
- Рентабельность по EBITDA — 24,5
- Чистая прибыль — 3154
Если вкратце, это очень хорошо. В сравнении с прошлым годом, рентабельность по чистой прибыли выросла на 5,37%. В прошлом году Самолет наторговал 4464 млрд. По итогам 2021 компания ожидает собрать ~9 млрд чистой прибыли.
Ещё одну причину вижу в удачном IPO. Разместившись на фоне сильного восходящего тренда, Самолёт привлек как инвесторов, так и бычьих трейдеров. Главный вопрос — сумеет ли девелопер держать темп.
Какие я вижу риски для «Самолета» и застройщиков в целом
Цены на жилье росли весь 2020 и 2021. Негативное влияние ковидного фактора компенсировала дешевая ипотека и снижение ключевой ставки. Люди забирали деньги из банков и вкладывали в бизнес, фондовый рынок и недвижимость. Однако, ипотечную халяву уже срезали, а ставки — подняли.
Рост цен замедляется. Мне больше верится, что они скоро остановятся и зависнут — если государство не насыпет очередных льготных пряников, новому подорожанию взяться не из чего.
Источник: irn.ru
Чем рискуют все застройщики:
- Рост цен. Понижать цены, чтобы сохранять спрос, не получится. Строительные материалы дорожают, ценники — конские. Когда цена упрётся в покупательную способность населения, всем будет грустно.
- Дорожает рабочая сила. Это не новость — когда гостям из среднеазиатских республик внезапно пришлось покинуть насиженные места и вернуться на родину, цены на услуги строителей выросли почти на 30%. Разницу возьмут из кармана покупателя.
- Возможность повторных локдаунов. Новые штаммы, очередной всплеск заболеваемости, ограничения и всё такое. Вероятность не очень высокая, но не нулевая. Внезапный локдаун заставит народ затянуть пояса потуже, поэтому квартир станут покупать меньше.
- Законодательные риски. Например, новые требования к застройщикам или поднятие ключевой ставки. Минувшие годы показали, что государство может быть, как «белым лебедем», так и черным.
Банки фишку секут. Поэтому требования к «качеству» заёмщиков уже поднимают.
Источник: rbc.ru
Конкретно для «Самолёта» основной риск — высокая долговая нагрузка. Уровень долга к своему капиталу очень высокий. Всю прибыль компания вкладывает в развитие новых проектов и ублажение инвесторов дивидендами. Поэтому долги не сокращаются. Если выручка и прибыль снизятся, могут возникнуть проблемы с выплатами кредиторам.
Стоит ли вкладываться сейчас — мое мнение
Строительный рынок в целом перегрет. Акции SMLT тоже.
Источник: simplywall.st
Ещё одна проблема застройщика — маленькое предложение акций. В настоящий момент большая часть ценных бумаг распределена между инсайдерами и частными компаниями.
Источник: simplywall.st
Дефицит акций в свободном обращении (free-float) уже решают за счёт SPO (Secondary Public Offering) — публичного размещения акций, принадлежащих уже существующим акционерам.
Ситуация с долгами тоже сильно смущает. У SMLT соотношение заемного капитала к собственному — 323,8%. Это много, особенно на фоне отрицательного свободного денежного потока. Пока прибыль растёт, компании удаётся привлекать инвесторов. Если потеряет темпы — 100% пострадает.
С одной стороны, Самолет — успешный быстрорастущий девелопер. Его проекты привлекают внимание, а бизнес окупается. Но конкретно сейчас SMLT — перегретый застройщик на перегретом рынке.
Стагнация или рост — что, по-вашему, светит Самолёту?