IPO OZON.RU — быть: готовьте свои денюжки, чтобы их приумножить
Основной владелец российского интернет-ретейлера Ozon заявил, что компания наконец готова к IPO и это может случиться уже в 2020 году.
Один из бенефициаров инвесткомпании АФК «Система» (это та, которой принадлежит больше 37% Озона) Владимир Евтушенков подтвердил, что долгожданное событие может произойти уже в этом году.
По его словам, не то чтобы OZON слишком уж нуждался, но лишние инвесторские денежки не помешают, поэтому затягивать с размещением никто не собирается. Особенно сейчас, когда рост рынка доставки наверняка на пользу компании.
Оглавление
Краткая характеристика бизнеса
Озон — без преувеличения, один из динозавров Рунета. Его корни растут из софтверной компании Reksoft, создатели которой в 1998 году решили расширяться и выбирали направление — автобизнес или книжный интернет-магазин.
Дмитрий Рудаков и Александр Егоров почесали макушки, подумали и решили так: «хотим как Безос!» после чего создали Озон.
Опирались на то, что в интернете конкуренции почти не было, онлайн-читальни отсутствовали как класс, а ассортимент у книжного бизнеса почти бесконечный.
Сначала всё неплохо завертелось, потом бизнесом заинтересовались крупные инвесторы, а потом Рудаков и Егоров избавились от контрольного пакета акций и как говорится, понеслась.
От изначальной идеи (как и от рабочего коллектива) мало что осталось, а магазин превратился в попсовый маркетплейс и начал торговать вообще всем. Например:
- электроникой;
- одеждой;
- обувью;
- продуктами;
- детскими товарами;
- товарами для дома;
- билетами.
И ещё кучей всякой всячины. Маркетплейс же.
Сегодня годовая выручка Ozon колеблется в районе 42 млрд рублей. Но при этом что касается чистого профита, «Озон» до сих пор остаётся неприбыльным. Почему, существуя 21 год, эта громадная онлайн-лавка до сих пор не приносит прибыли?
Руководство говорит, что по факту прибыль есть, но всё уходит на развитие бизнеса, чтоб не отставать от конкурентов.
В частности, она уходит на увеличение площади складов, расширение сети постаматов, развитие платной подписки и даже развитие собственного сервиса кредитования «Озон-инвест».
Когда и где планируют IPO
Владимир Евтушенков утверждает, что IPO Озон пройдёт на Лондонской и Московской биржах. Но когда именно это произойдёт пока точно не известно.
Отвечая на вопросы журналистов, финансист не сказал ничего ясного и проехался, как говорится «по общим вопросам». Его прогноз такой: может быть, во второй половине года.
А может в следующем году. А может и через год. В общем, следите, чтобы не проворонить.
Евтушенков говорит, что спешить некуда и ещё есть время «обрасти жирком». Но аналитики полагают, что АФК «Система» всё-таки не будет откладывать событие.
Согласно исследованию Morgan Stanley, российский рынок онлайн-торговли к 2023 году выйдет в пиковый рост и увеличится минимум на 24%. И скорее всего владельцы Озона не упустят возможности оседлать волну.
Покупка сразу за IPO
IPO — это время возможностей для инвесторов и спекулянтов. И особенно для вторых. Почему? Цена, которую вы платите за акции в день размещения может значительно отличаться от дальнейшей цены.
Ведь шумиха в день открытия сильно добавляет волатильности.
Акции после IPO резко поднимаются в цене и так же быстро падают в первые дни публичной торговли. Рассмотрим в качестве примера ту же Snapchat, которая стала публичной в 2017 году стартовав на IPO с 17 долларов.
В первый день цена подскочила более чем на 40%, но потом обвалилась и уже в 2018 акции торговались в районе 5-10 баксов, подскакивая на пиках до 15 долларов на акцию.
Здесь важную роль здесь играет отрасль, к которой относится компании, отчётность, основные финансовые показатели (прибыль, выручка, долги).
Но для западного рынка классическая схема инвестирования в IPO заключается в том, чтобы купить акции сразу после размещения, дождаться, пока они достигнут локального пика, а потом быстро скинуть их и вложиться в более стоящий и стабильный проект.
Если компания окажется перспективной в долгосрок, её акции можно приобрести вновь попозже, пускай и немного дороже. Но чаще всего происходит коррекция (смотрим напримере Снепчата), поэтому такая тактика в 90% оказывается более действенной.
Что мы можем сказать про OZON
Какие аргументы можно найти в пользу OZON? Главный плюс в том, что онлайн-торговля в России — всё ещё очень перспективный рынок, который в отличие от условного Запада ещё не пересыщен.
Доля электронной торговли в России пока сильно уступает тем же Штатам или Китаю, поэтому ему есть куда расти. А если у электронной коммерции в России есть перспективы, они есть и у Ozon.
Но твёрдых гарантий конечно же никто не даст. Онлайн-ретейлер Ozon относится к быстрорастущим компаниям.
Их успех зависит от роста — пока компании расширяют аудиторию, наращивают продажи и увеличивают выручку — инвесторы довольны и несут деньги.
Если рост тормозится — начинается миграция в сторону конкурентов. А если Ozon планирует как и сейчас все деньги тратить на развитие, не давая никаких дивидендов, любить его будут ещё меньше.
Если объективно, то пока Озон только тратит. Причём не только заработанное. Недавно в компанию проинвестировали общей сложностью 11 млрд рублей, которые были полностью угроханы в развитие логистики, модернизацию IT составляющей и логистику.
Так что все прогнозы по поводу взлетит или нет — гадание на кофейной гуще. Поэтому я бы придерживался стандартной тактики — купить и вовремя сбросить. А дальше будет видно. А вы будете вкладываться в OZON?