IPO OZON.RU — быть: готовьте свои денюжки, чтобы их приумножить

Основной владелец российского интернет-ретейлера Ozon заявил, что компания наконец готова к IPO и это может случиться уже в 2020 году.

Один из бенефициаров инвесткомпании АФК «Система» (это та, которой принадлежит больше 37% Озона) Владимир Евтушенков подтвердил, что долгожданное событие может произойти уже в этом году.

По его словам, не то чтобы OZON слишком уж нуждался, но лишние инвесторские денежки не помешают, поэтому затягивать с размещением никто не собирается. Особенно сейчас, когда рост рынка доставки наверняка на пользу компании.

Краткая характеристика бизнеса

Озон — без преувеличения, один из динозавров Рунета. Его корни растут из софтверной компании Reksoft, создатели которой в 1998 году решили расширяться и выбирали направление — автобизнес или книжный интернет-магазин.

Дмитрий Рудаков и Александр Егоров почесали макушки, подумали и решили так: «хотим как Безос!» после чего создали Озон.

Опирались на то, что в интернете конкуренции почти не было, онлайн-читальни отсутствовали как класс, а ассортимент у книжного бизнеса почти бесконечный.

Сначала всё неплохо завертелось, потом бизнесом заинтересовались крупные инвесторы, а потом Рудаков и Егоров избавились от контрольного пакета акций и как говорится, понеслась.

От изначальной идеи (как и от рабочего коллектива) мало что осталось, а магазин превратился в попсовый маркетплейс и начал торговать вообще всем. Например:

  • электроникой;
  • одеждой;
  • обувью;
  • продуктами;
  • детскими товарами;
  • товарами для дома;
  • билетами.

И ещё кучей всякой всячины. Маркетплейс же.

Сегодня годовая выручка Ozon колеблется в районе 42 млрд рублей. Но при этом что касается чистого профита, «Озон» до сих пор остаётся неприбыльным. Почему, существуя 21 год, эта громадная онлайн-лавка до сих пор не приносит прибыли?

Руководство говорит, что по факту прибыль есть, но всё уходит на развитие бизнеса, чтоб не отставать от конкурентов.

В частности, она уходит на увеличение площади складов, расширение сети постаматов, развитие платной подписки и даже развитие собственного сервиса кредитования «Озон-инвест».

Когда и где планируют IPO

Владимир Евтушенков утверждает, что IPO Озон пройдёт на Лондонской и Московской биржах. Но когда именно это произойдёт пока точно не известно.

Отвечая на вопросы журналистов, финансист не сказал ничего ясного и проехался, как говорится «по общим вопросам». Его прогноз такой: может быть, во второй половине года.

А может в следующем году. А может и через год. В общем, следите, чтобы не проворонить.

Евтушенков говорит, что спешить некуда и ещё есть время «обрасти жирком». Но аналитики полагают, что АФК «Система» всё-таки не будет откладывать событие.

Согласно исследованию Morgan Stanley, российский рынок онлайн-торговли к 2023 году выйдет в пиковый рост и увеличится минимум на 24%. И скорее всего владельцы Озона не упустят возможности оседлать волну.

Покупка сразу за IPO

IPO — это время возможностей для инвесторов и спекулянтов. И особенно для вторых. Почему? Цена, которую вы платите за акции в день размещения может значительно отличаться от дальнейшей цены.

Ведь шумиха в день открытия сильно добавляет волатильности.

Акции после IPO резко поднимаются в цене и так же быстро падают в первые дни публичной торговли. Рассмотрим в качестве примера ту же Snapchat, которая стала публичной в 2017 году стартовав на IPO с 17 долларов.

В первый день цена подскочила более чем на 40%, но потом обвалилась и уже в 2018 акции торговались в районе 5-10 баксов, подскакивая на пиках до 15 долларов на акцию.

Здесь важную роль здесь играет отрасль, к которой относится компании, отчётность, основные финансовые показатели (прибыль, выручка, долги).

Но для западного рынка классическая схема инвестирования в IPO заключается в том, чтобы купить акции сразу после размещения, дождаться, пока они достигнут локального пика, а потом быстро скинуть их и вложиться в более стоящий и стабильный проект.

Если компания окажется перспективной в долгосрок, её акции можно приобрести вновь попозже, пускай и немного дороже. Но чаще всего происходит коррекция (смотрим напримере Снепчата), поэтому такая тактика в 90% оказывается более действенной.

Что мы можем сказать про OZON

Какие аргументы можно найти в пользу OZON? Главный плюс в том, что онлайн-торговля в России — всё ещё очень перспективный рынок, который в отличие от условного Запада ещё не пересыщен.

Доля электронной торговли в России пока сильно уступает тем же Штатам или Китаю, поэтому ему есть куда расти. А если у электронной коммерции в России есть перспективы, они есть и у Ozon.

Но твёрдых гарантий конечно же никто не даст. Онлайн-ретейлер Ozon относится к быстрорастущим компаниям.

Их успех зависит от роста — пока компании расширяют аудиторию, наращивают продажи и увеличивают выручку — инвесторы довольны и несут деньги.

Если рост тормозится — начинается миграция в сторону конкурентов. А если Ozon планирует как и сейчас все деньги тратить на развитие, не давая никаких дивидендов, любить его будут ещё меньше.

Если объективно, то пока Озон только тратит. Причём не только заработанное. Недавно в компанию проинвестировали общей сложностью 11 млрд рублей, которые были полностью угроханы в развитие логистики, модернизацию IT составляющей и логистику.

Так что все прогнозы по поводу взлетит или нет — гадание на кофейной гуще. Поэтому я бы придерживался стандартной тактики — купить и вовремя сбросить. А дальше будет видно. А вы будете вкладываться в OZON?

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Подпишитесь на обновления
Добавить комментарий

Теперь и в Telegram!

А самое интересное тут

У меня есть подарок для вас — инвестиционная брошюра!
Забрать подарок
Adblock
detector