Китайский Uber — Didi вышел на IPO и тут же попал под госпроверку, а акционеры потребовали денег назад через суд: зачем компартия пугает бизнесы
«Китайский Убер» Didi провёл условно удачное IPO, но сейчас валяется в минусах. Я наблюдал за размещением чисто из спортивного интереса — особых успехов не ждал. Их и не случилось — акции прибавили +16 % на пике, после чего начали дешеветь.
Но не это главная проблема компании. Настоящая опасность — правительство КНР, которое мягко умножает Didi на ноль. Разбираюсь, откуда такая нелюбовь.
Оглавление
Что это за компания и в каких странах помимо Китая работает
Didi Global (DIDI) — топовая китайская сеть онлайн-такси. На первые позиции вышла благодаря агрессивной (и куда только власти смотрели) манере продвижения.
Первые сотрудники компании ходили возле вокзалов и других злачных мест, где дежурили машины службы гостакси и агитировали людей проехаться в Didi. За установку приложения и заказ такси давали скидки и дарили подарки.
Сейчас Didi доминирует в Китае. По данным, предоставленным американской комиссии по ценным бумагам, у компании почти 500 миллионов активных пользователей (больше половины пользователей мобильного Интернета в Китае) и 15 миллионов водителей, совершающих 41 миллион поездок в день.
Источник: sec.gov
В настоящий момент присутствует в 17 странах, включая Казахстан и Россию.
Вот полный список:
- Аргентина;
- Австралия;
- Бразилия;
- Чили;
- Китай;
- Колумбия;
- Коста-Рика;
- Доминиканская Республика;
- Эквадор;
- Япония;
- Казахстан;
- Мексика;
- Новая Зеландия;
- Панама;
- Перу;
- Россия;
- Южная Африка.
В 2016 году Didi выдавила Uber из китайского рынка, хотя какое-то время компании шли на равных. Конкуренция закончилась, когда Uber продал своё китайское подразделение в обмен на 17,7 % акций Didi.
Дата выхода на IPO, и что случилось с акциями после этого
Акции компании начали торговаться в среду 30 июня по цене $16,65 за акцию, что выше предложенной цены компании в $14 за акцию. В результате рыночная капитализация взлетела почти до 80 миллиардов долларов.
Закрылись торги на уровне $14,14 за одну ценную бумагу, так что по итогам дня рост составил около 1 %, а рыночная капитализация — 67,8 миллиарда долларов.
Источник: tinyurl.com
Тем не менее, Диди закрывается в зелёной зоне, что свидетельствует о сильном оптимизме инвесторов, которые оказались сильнее спекулянтов.
Например, американские Uber и Lyft в своих дебютах 2019 года закрылись ниже первоначального предложения. Lyft начал торговлю с $87,24 и закрылся на уровне $78,29, а Uber открылся с $42 за штуку и упал до $41,57.
Сейчас ситуация такая:
Источник: tinyurl.com
Акции продолжают дешеветь. Чем закончится — не ясно. Власти продолжают мурыжить компанию, а американские инвесторы подают в суд, желая возместить убытки.
Почему Китай начал антимонопольную проверку Didi
Big Tech — это проблема, считают в Китае. Антимонопольщики рубят на корню любое укрупнение существующих техногигантов, не допуская их слияния в единую экосистему. Боится партия, что «вся власть советам» уйдет во «всю власть — корпоративу». Но Didi прокололась не на этом.
В сентябре должен вступить в силу новый закон о безопасности данных. Китай планирует создать единый централизованный унифицированный механизм для обмена информацией.
Проще говоря, все компании, которые предоставляют услуги через пользовательские приложения, должны будут включить транзит трафика через новую правительственную инфраструктуру.
До тех пор, пока это не произошло, Китай настойчиво порекомендовал всем компаниям повременить с IPO, провести аудит систем безопасности и составить отчёты для товарища майора.
Didi по всем параметрам вписывается в группу риска. Это не просто такси, а целая экосистема.
Источник: sec.gov
Сегодня бизнес-модель компании разделена на четыре направления:
- Перевозки. Непосредственно само таксование.
- Решения для автомобилей. Этот бизнес включает в себя лизинг, заправку, техническое обслуживание и ремонт.
- Инфраструктура. Создание заправочной и остальной инфраструктуры для электрокаров.
- Автономное вождение. Разработка ИИ и прочего хай-тек новаторства.
Менеджмент Didi сделал неописуемую глупость, забив на это и проведя тайное размещение акций на американской бирже. Тем более имея перед собой пример Alibaba.
Тем более имея персональное предупреждение от китайской службы по надзору за кибербезопасностью.
Диди управляет большими объёмами данных, такими как транспортная инфраструктура и потоки людей и транспортных средств. Эти данные могут представлять угрозу национальной безопасности Китая.
А учитывая, какие сейчас отношения между Штатами и КНР, поступать так нагло было реальным самоубийством.
Другие китайские компании начали отменять свое IPO на фоне проверок Didi
Провал Didi ударил не только по самой компании, но и по крупным держателям её акций. Вот, например, котировки Softbank, которая владеет более 20 % акций.
Источник: tinyurl.com
Война с так называемым Big Tech — это не чисто китайская тема. На днях такая же тема стартовала в США. Президент Байден уже издал указ, призванный немного урезать влияние топовых хай-тек гигантов.
Что касается Китая, то кроме Диди пострадали и другие транспортные компании — онлайн-рекрутинговую компанию Boss Zhipin и два китайских приложения для вызова грузовиков, принадлежащие компании Full Truck Alliance, (зарегистрирована в Нью-Йорке).
Хотя вообще с ними поступили по-божески. Пока просто приостановили регистрацию новых пользователей. Существующие клиенты могут пользоваться услугами компаний как раньше.
Остальные намёк поняли. Например, создатели самого популярного приложения для фитнеса в Китае (Keep) в последний момент отменили первичное публичное размещение в США.
Ещё одна громкая отмена — Ximalaya, крупнейшая китайская платформа подкастов. В последние недели июня компания тоже планировала провести IPO в США, но после Didi передумала и подала документы на листинг в Гонконге.
В общем, гайки закручиваются. Как считаете, китайцы перегнули палку или всё правильно делают?