Котировки акций Иркут: онлайн график IRKT+ аналитика и прогноз
Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня речь пойдет о лидере оборонно-промышленного комплекса РФ – НПО «Корпорация «Иркут», находящемся на этапе реорганизации (создается единый сегмент гражданского авиастроения).
Акции «Иркут», приобретенные сейчас по низкой цене (котировки близки к минимальным годовым значениям на ММВБ) позволят в перспективе (через 3–5 лет) зарабатывать на росте стоимости и на дивидендах (компания неоднократно попала в ТОП самых доходных российских активов).
Оглавление
Стоимость акций на бирже: онлайн-график
Данные о ценных бумагах
«Иркут» прошел листинг акций на Московской бирже. Эмитируются только обыкновенные именные бездокументарные акции.
Тикер | IRKT |
Торговая площадка | Московская биржа |
Время торговли | 10.00 – 18.00 мск |
Название | ПАО «Корпорация «Иркут» |
Количество акций в обращении | 1229818557 |
Номинал | 3,00 рубля |
Дивиденды | Есть |
Год основания | 2002 |
Кем основано | Федоров Алексей Иннокентьевич (на базе ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение») |
Штаб-квартира | РФ, 125315, Москва, Ленинградский проспект, 68 |
Динамика курса за все время
На протяжении последних лет (акции торгуются на бирже с 2010, стартовая цена 8,95 руб.) «Иркут» был привлекательным для долгосрочного инвестирования, став лидером высокотехнологичного сектора РФ. Максимальная рентабельность среди предприятий, входящих в «Объединенную авиационную корпорацию», объясняется полной технической модернизацией и использованием передовых управленческих методов.
С 2010 до осени 2017 сильных ценовых колебаний акций «Иркута» не было. К концу 2017 наметился устойчивый рост котировок. Пик пришелся на осень 2018 (максимум в 77,15 рублей зафиксирован 25 сентября), в III квартале бумаги на ММВБ подорожали в 4,5 раза (на фоне новостей о реорганизации и начале серийной сборки), став самым доходным активом на российском рынке.
Год | Колебания стоимости акций, руб. |
2010 | 7,48–10,49 |
2011 | 5,89–12,0 |
2012 | 5,36–7,61 |
2013 | 4,95–6,49 |
2014 | 5,2–6,3 |
2015 | 5,7–10,35 |
2016 | 8,94–10,99 |
2017 | 9,25–18,91 |
2018 | 13,9–77,15 |
2019 | 36,34–45,26 |
Согласно данным «Открытие брокер», вложив в акции «Иркута» в 2010 году 1 000 000 рублей, инвестор на данный момент получил бы доход 3 630 000. Проинвестировав аналогичную сумму в начале 2018, удалось бы получить доход в размере 600 000.
О компании
«Иркут» благодаря вертикальному интегрированию выполняет полный комплекс работ:
- проектирование;
- организация и проведение испытаний;
- сборка;
- изучение рынка;
- продажи;
- послепродажный сервис.
Объединение в 2004-м с ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» привело к диверсификации продуктовой линейки и росту «Иркута». Производственной базой стал «Иркутский авиационный завод». Функционируют филиалы в Воронеже и Ульяновске, корпоративный центр расположен в Москве.
Продукция
«Иркут» выпускает следующие виды самолетов:
- Среднемагистральный МС-21 (приоритетный проект гражданского подразделения на стадии сертификации). Предполагает использование инновационных материалов, передовую аэродинамику, новые двигатели. Первый полет совершен в 2017.
- Сверхманевренный многоцелевой истребитель СУ-30МК. Заказывают ВВС Малайзии, Алжира и Индии. За один вылет поражает разные типы целей.
- Сверхманевренный многоцелевой двухместный истребитель СУ-30СМ. Основной заказчик – Министерство обороны РФ.
- Учебно-боевой самолет, состоит на вооружении российских и иностранных ВВС.
- Учебно-тренировочный самолет ЯК-152, применяется для начальной летной подготовки.
Развивается международная кооперация. Установлено сотрудничество с Airbus, поставляются компоненты для самолетов А320. Объем поставок расширяется. Совместно с китайской корпорацией СОМАК «Иркут» участвует в создании нового широкофюзеляжного самолета CR929.
Главные акционеры
Ключевая фигура и ее роль
На нового руководителя возлагают большие надежды. Он работал в бизнесе и промышленности, имеет опыт руководящей работы и федеральной государственной службы. До избрания возглавлял Департамент авиапромышленности Минпромторга РФ.
Дочерние компании
Структура НПО «Корпорация «Иркут» сложная. Помимо филиалов в Иркутске (ИАЗ), Воронеже и Ульяновске функционирует большое количество дочерних и зависимых предприятий в различных отраслях:
- ЗАО «Иркут Индастри» (анализ и изучение внешнего и внутреннего рынка);
- ООО «Энергоцентр «Иркут» (газовая продукция, ремонт электросетей ИАЗ);
- НПФ «Иркут»;
- ООО «Иркут-Ремстрой» (общестроительные работы);
- ООО «Сетевая компания «Иркут» (монтаж инженерного оборудования);
- ЗАО «Техсервисавиа» (внутренний дизайн и оборудование для СУ);
- ЗАО «Интеллектуальные технологии летательных аппаратов» (НИОКР в области приборостроения и сетей передачи данных);
- ЗАО «БетаИр» и АО «ЕАДС Иркут Симплейн» (производство, продажа, обслуживание самолета-амфибии БЕ-200);
- ООО «Иркут Инжиниринг» (ремонт дистанционных пилотируемых летательных аппаратов, НИОКР);
- ООО «Типография Иркут»;
- ООО «Иркут-ТНП» (оптовая торговля, продажа товаров народного потребления на территории ИАЗ);
- ООО «Спортивно-оздоровительный центр «Иркут-Зенит»;
- ООО «Санаторий-профилакторий «Иркут»;
- ООО «Иркут-Автотранс» (сухопутные перевозки сотрудников);
- ООО «Иркут-Станкосервис» (ремонт оборудования).
Планы компании на будущее
Заявленная миссия «Иркута» – стать членом международного авиакосмического сообщества, занять собственную продуктовую нишу. Работа ведется под слоганом «Наши идеи, традиции, инновации в каждом самолете». РФ предложит МС-21 и SSJ100 в VIP-комплектации Саудовской Аравии.
Высоких результатов добиваются при соблюдении баланса интересов собственников, государства, покупателей, партнеров и сотрудников.
В планах создание структуры как у Boeing-Embraer или Airbus (самостоятельная разработка, сборка, маркетинг и продажи при приобретении комплектующих у сторонних производителей) на смену сильно разветвленной структуре ОАК. Совет директоров рекомендовал держателям акций одобрить присоединение:
- ОАО «Гражданские самолеты Сухого» (пассажирский SSJ100);
- ОАК-центр комплексирования (бортовое оборудование для МС-21 и SSJ100);
- АО «Новые гражданские технологии».
Решение примут 28.06.2019. Доля ОАК снизится до 50 % и менее, в капитал войдут Сбербанк, ВТБ И ВЭБ с дальнейшим привлечением частных инвесторов. Работа в рамках единого предприятия снизит риски и ускорит темпы развития. Консолидация позволит повысить управляемость, обеспечит прозрачность корпоративных процедур и рост капитализации. В дальнейшем возможен переход на одну акцию.
Статистика дивидендов
24.06.2005 принято Положение о дивидендной политике, порядке начисления и выплаты дивидендов. С 2015 на выплаты акционерам направлялось 50 % чистой прибыли. Чтобы получить дивиденды, необходимо приобрести акции «Иркута» за 2 дня до закрытия реестра (режим торгов Т+2).
Выплаты идут раз в год. По итогам общего годового собрания 29.05.2019 Совет директоров решил не распределять чистую прибыль (дивидендный страйк составил 10 лет).
Закрытие реестра | Дивиденды (руб.) | Доходность, % | Доля чистой прибыли (%), направленной на дивиденды |
17 июля 2019 | 0 | 0 | 0 |
17 июля 2018 | 1,4 | 4,77 | 50 |
17 июля 2017 | 0,9 | 7,56 | 50 |
17 июля 2016 | 0,6 | 5,93 | 50 |
15 июля 2015 | 0,21 | 3,27 | 50 |
16 июля 2014 | 0,5 | 8,20 | 25 |
23 апреля 2013 | 0,45 | 8,52 | 57,95 |
20 мая 2012 | 0,44 | — | 52,2 |
26 апреля 2011 | 0,38 | 4 | 26,09 |
7 мая 2010 | 0,45 | 6,02 | 26,88 |
Интересные факты о компании
Первое предприятие в составе корпорации (Иркутский авиационный завод) открылось в 1934. Реальных конкурентов у «Иркута» внутри страны нет, они вошли в структуру корпорации.
Каждый третий лайнер Airbus создан с использованием российских компонентов.
Истребители СУ – самые инновационные и востребованные на мировом рынке. «Иркут» поставляет продукцию для российских и иностранных ВВС.
Гражданский лайнер МС-21 проектируется под заданную стоимость, что привело к неоднократным изменениям технической концепции и срывам сроков.
Где и как купить акции сегодня
Акции «Иркута» можно приобрести несколькими способами: при помощи брокера на бирже, посредством банка, у частных держателей или юридических лиц.
Через российского брокера
У частного лица нет прямого доступа к торгам на Московской бирже, покупать акции придется через брокера путем заключения договора. Выбирать нужно ответственно, проверять лицензию ФСФР, гарантирующую доступ к торгам. Желательно, чтобы одновременно оказывали депозитарные услуги.
Старейший российский брокер, работает с 1994 года. Отличный выбор для тех, кто хочет подключиться к автоследованию.
Плюсы:
- никаких назойливых звонков с предложениями потратить деньги;
- собственная торговая платформа;
- впечатляющие результаты стратегий (+74% за 2018 год), к которым можно подключиться.
Из минусов:
- нет Quik.
Полный обзор можно почитать здесь.
Хороший брокер для новичка. Здесь я держу российскую часть инвестпортфеля из ETF от FinEx на ИИС.
Брокер радует:
- низкими комиссиями и отсутствием назойливых звонков с предложениями потратить мои деньги.
Из минусов:
- слабый личный кабинет и неудобная система ежегодной перегенерации ключа.
Обзор можно почитать здесь.
Еще один классный брокер, с которым я проработал больше 2-х лет. Именно тут я торговал на FORTS.
Из плюсов:
- Вменяемые комиссии
- Отличный личный кабинет
- Приятные бесплатные сервисы
К минусам отнесу любовь брокера к звонкам с попыткой что-нибудь продать.
Обзор можно посмотреть вот здесь.
Крупнейший брокер и инвестиционная компания в России. Сам с ними не работал, но коллеги отзываются очень положительно.
Из плюсов:
- Не глючащий терминал Transaq
- Возможность пополнения\снятия денег со счета без комиссии (через свой банк)
- Куча первоклассных сервисов (например бесплатно можно скачать историю котировок)
- Возможность открытия счета в зарубежных юрисдикциях.
К минусам отнесу навязчивость продавцов.
Недавно делал на него обзор. Все подводные камни там.
Второй крупнейший брокер после Финама.
Из плюсов:
- Низкие комиссии
- Приятная поддержка
- Обмен валюты по биржевому курсу
К минусам отнесу любовь брокера к попыткам продать "структурные продукты".
Полный обзор брокера БКС есть на блоге.
Молодой и стремительно набирающий популярность брокер.
Плюсы:
- удобное мобильное приложение;
- бесплатное обслуживание счета, если нет сделок.
Минусы:
- высокие комиссии;
- мало инструментов доступно на стандартном тарифе.
Читайте полный обзор здесь.
Плюсы:
- надежность;
Минусы:
- Слабый личный кабинет
- Ограничения на торговлю иностранными активами
Через банк
Банковские учреждения предлагают потенциальным и действующим клиентам сервис по покупке акций. По сути, коммерческий банк выступает в качестве брокера. На официальном сайте доступны актуальные котировки на ММВБ. Акции «Иркут» можно приобрести, действуя через следующие банки.
Напрямую у компании, частного лица или фирмы
НПО «Корпорация «Иркут» не применяет прямые планы продажи акций, напрямую у компании приобрести ценные бумаги невозможно.
При покупке у частного или юридического лица цена договорная. Если акции продавца у регистратора, то перед заключением договора купли-продажи сначала выбирают подходящий депозитарий. После передачи денежных средств регистратор отправляет акции в депозитарий. Если бумаги уже в депозитарии, то отмечается только смена владельца после оформления сделки.
Что влияет на цену акций
Положительное влияют на котировки акций «Иркута» на ММВБ следующие факторы:
- Внутренние и зарубежные заказы на истребители и сформированный пакет заказов на МС-21 на 5 лет вперед.
- Мировой спрос на воздушные суда растет, составляет 41,8 тыс. шт. 63 % – узкофюзеляжные лайнеры (в эту категорию попадает МС-21), 17 % – региональные (SSJ100).
- Участие в международной кооперации, выход на внешний рынок.
Негативно влияют на котировки акций «Иркута» на ММВБ следующие факторы:
- Ухудшение финансовых показателей (убыток по итогам 2018 по МСФО – 12,5 млрд руб.).
- Moody's отозвало рейтинги по НПО «Корпорация «Иркут».
- Риск государственного вмешательства. В 2016 Денис Мантуров предлагал отменить выплаты дивидендов по предприятиям ОПК минимум на 3 года для повышения инвестиционной привлекательности.
- Вероятность принудительного обратного выкупа акций у несогласных с присоединением гражданских «дочек» ОАК.
- Сдвиг сроков реализации проекта МС-21 с одновременным увеличением расходов (нарушения зафиксированы Счетной палатой).
- Американские санкции (придется тратить время на создание собственного композитного крыла).
Перспективы компании
Перспективы у «Иркута» оптимистичные. На заключительном этапе проект по созданию пассажирского лайнера нового поколения МС-21. Это потенциально востребованный продукт на внутреннем и внешнем рынке.
Пакет заказов сформирован на 5 лет вперед (179 самолетов, 50 предназначены для «Аэрофлота»). Военная авиатехника пользуется стабильным спросом, «Иркут» – постоянный поставщик Министерства обороны РФ и ВВС Индии, Алжира и Малайзии.
Закончена техническая модернизация. Прилагаются усилия по сохранению кадрового состава, ведется работа со студентами профильных учебных заведений. Удается сохранять позиции лидера в российском самолетостроении.
Но из-за сильного удорожания проекта МС-21 (потрачено до 158 млрд руб., до 2025 года потребуется еще 437,4 млрд) и переноса сроков запуска серийного производства по итогам 2018 не удалось получить чистую прибыль, в первый раз не будут выплачены дивиденды.
К дополнительным сложностям приведет создание единой структуры гражданского авиационного комплекса. К сильному и стабильно развивающемуся предприятию присоединяют убыточные гражданские «дочки» ОАК, что затормозит рост и еще больше ухудшит финансовые показатели.
Аналитика и прогноз по бумаге
Акции «Иркута» больше интересны для долгосрочных инвесторов, а не для спекуляций на изменении цены. Почти готов потенциально востребованный продукт, но есть много «но». Рост затрат по проекту МС-21 снижает вероятность получения прибыли и дивидендов в ближайшем будущем. Но если взглянуть на Airbus или Boeing, то при запуске новых проектов они тоже не укладывались в график.
Предсказать курс акций на ММВБ сложно из-за манипуляций с реорганизацией авиапрома, спрос на бумаги может снизиться. Сохраняется риск государственного вмешательства. Увеличение стоимости акций возможно через год (после завершения реорганизации, процесса выкупа и сертификации МС-21).
Аналитики ожидают установления справедливой цены на уровне $1,5. Если большая часть держателей откажется от бумаг, то цена снизится. Еще одна возможная точка падения – переход ОАК на единую акцию.
Главная проблема – отсутствие у акций «Иркут» инвестиционного потенциала, перспективы на ММВБ туманные. Институциональные и частные инвесторы не торопятся приобретать бумаги из-за волатильности цены и маленького объема торгов.
При объединении корпорации с убыточными предприятиями дохода в ближайшей перспективе ждать не приходится. ОАО «Гражданские самолеты Сухого» будут тормозить развитие (особенно на фоне негативных новостей о Суперджете).
Альтернативы в этой отрасли
Конкурентов у «Иркута» на российском рынке нет, основные поглощены или будут присоединены в ходе реорганизации гражданского самолетостроения. С «Комсомольским-на-Амуре АПО» достигнуто соглашение о разделении рынка. Самарский «Авиакор», «Смоленский авиационный завод», ААК «Прогресс» (Арсеньев), КАПО (Казань) и РСК МИГ потеснить позиции «Иркута» на рынке не в состоянии.
Главными конкурентами остаются иностранные предприятия (Airbus, Boeing) с хорошей репутацией, высоким качеством и сложившимся уровнем цен.
Заключение
НПО «Корпорация «Иркут» в сложном положении, на этапе реорганизации с одновременным ухудшением финансовых показателей. Перспективы пока не ясны.
Акции станут интересным инструментом для инвестирования, если все пойдет по плану: за год создадут новый сегмент гражданского авиастроения, в запланированные сроки закончится сертификация нового пассажирского самолета МС-21, заключат контракты с зарубежными партнерами на поставку военной техники.
На данном этапе бумаги больше интересны для спекулянтов, а не для долгосрочных вложений с целью получения дивидендного дохода.
Ставьте лайки, если информация оказалась полезной, делитесь информацией в социальных сетях, высказывайте мнение о перспективах корпорации и котировках акций в комментариях.
В ожидании дивидендов с акциями «Иркута» можно зависнуть надолго, котировки на ММВБ и ситуация в целом пока не радуют. Но и на выкуп смысла идти пока нет, посмотрю за развитием ситуации
Проект по созданию МС-21 не вызывает былого оптимизма. Не ожидаю ничего хорошего и от реорганизации. К стабильно работающему предприятию прилепят убыточные. Делать упор только на международную кооперацию и продажу военной техники нет смысла. Реальным драйвером выручки и гарантией высоких дивидендов станет только запуск в серию нового пассажирского самолета. Но когда это будет?
Проект по созданию МС-21 не вызывает былого оптимизма. Не ожидаю ничего хорошего и от реорганизации. К стабильно работающему предприятию прилепят убыточные. Делать упор только на международную кооперацию и продажу военной техники нет смысла. Реальным драйвером выручки и гарантией высоких дивидендов станет только запуск в серию нового пассажирского самолета. Но когда это будет?