Все о дивидендах Аэрофлота в 2019 году: размер и дата выплаты
Приветствую уважаемого читателя! ПАО «Аэрофлот» – лидер российского рынка авиаперевозок (доля 40 %). Маршрутная сеть охватывает 57 стран (173 регулярных направления).
На первый взгляд, главный национальный перевозчик интересен инвесторам. «Аэрофлот» дивиденды платит стабильно, активно развивается и обновляет парк воздушных судов. Предлагаю выяснить, как обстоят дела на самом деле и можно ли заработать на активах авиакомпании.
Оглавление
Дивидендная политика
Базисом для расчета дивидендов с 2015 стала чистая прибыль по стандартам МСФО (ранее – по РСБУ). Разработана система коэффициентов для определения доли распределяемой на дивиденды прибыли, учитывающая итоги финансово-хозяйственной деятельности в отчетном году, текущую долговую нагрузку и среднесрочный финансовый план:
- обеспечение инвестиций источниками финансирования;
- обеспечение основного долга источниками погашения;
- долговая нагрузка.
Совет директоров «Аэрофлота» учитывает при принятии решения следующие факторы:
- чистую прибыль;
- финансовые источники для выплаты;
- запланированные капитальные вложения;
- объем финансирования дочерних предприятий.
В отличие от других госкорпораций «Аэрофлот» не стал оспаривать директиву и попал в уникальную ситуацию по сравнению с ведущими мировыми авиакомпаниями. C Etihad, Qatar Airways, Emirates не берут дивиденды, государство, наоборот, дотирует компании, чтобы обеспечить реинвестирование прибыли. Ни одна авиакомпания (включая европейские) не направляет на дивиденды более 7 % чистой прибыли.
Все дивиденды компании за последние 10 лет
Дивидендная история «Аэрофлота» берет начало в 2000 году. При наличии чистой прибыли выплаты шли стабильно. 2014–2015 стали сложными для компании, выплат не было. В 2017 и в 2018 году начислены максимальные за всю историю дивиденды.
За какой год | Дата закрытия реестра | Общая сумма дивидендов, млрд руб. | Процент чистой прибыли, направленной на дивиденды | Дивиденды на 1 акцию, руб. | Доходность на акцию, % | Изменение к предыдущему году |
2019 | 2,99 | 50% | 2,69 | 2,57% | -78,98% | |
2018 | 5 июля 2019 | 14,22 | 50% | 12,8 | 9,15% | -26,74% |
2017 | 14 июля 2018 | 19,4 | 50% | 17,47 | 7,77% | — |
2016 | — | — | — | — | — | — |
2015 | — | — | — | — | — | -100% |
2014 | 8 июля 2015 | 2,78 | 25% | 2,49 | 4,36% | 114,71% |
2013 | 6 мая 2014 | 1,29 | 26% | 1,16 | 2,19% | -35,65% |
2012 | 10 мая 2013 | 2,01 | 12,20% | 1,81 | 3,93% | 66,63% |
2011 | 11 мая 2012 | 1,21 | 13,21% | 1,09 | 1,58% | 210,29 |
2010 | 4 мая 2011 | 0,39 | 13,59% | 0,34 | 0,58% | 92,35% |
2009 | 5 мая 2010 | 0,2 | 18,44% | 0,18 | 0,52% | -86,70% |
Какие дивиденды выплатят в 2019
Источниками выплат станут чистая прибыль и нераспределенная прибыль прошлых лет (средства Фонда финансирования целевых программ и непредвиденных расходов).
Когда выплатят дивиденды в 2019
Выплаты «Аэрофлот» произведет до 9 августа 2019. Для получения дивидендов необходимо приобрести акции по 3 июля включительно (до 19.00), закрытие реестра запланировано на 5 июля (торги ведутся в режиме Т+2).
Доходность акций
Средняя дивидендная доходность за последние 3 года – 6,5 %. Доходность ЦБ «Аэрофлота» растет, аналитики рекомендуют держать ценные бумаги и обещают хороший потенциал роста.
Факторы, которые могут положительно сказаться на котировках, стать драйверами выручки и привести к росту дивидендов:
- экспансия бизнеса (рост пассажиропотока, увеличение доли рынка, открытие новых хабов и направлений полетов);
- прогнозное восстановление прибыли до 19 млрд руб. благодаря сдерживанию роста подконтрольных затрат;
- повышение стратегических целей на ближайшие 5 лет.
Факторы, которые могут отрицательно повлиять на котировки акций и размер дивидендов «Аэрофлота»:
- снижение загрузки самолетов и спроса на авиабилеты (пассажиропоток растет медленнее, чем у конкурентов);
- запрет полетов в США из-за санкций;
- рост цен на авиационное топливо на 10,2 % на фоне снижения цен на нефть;
- снижение спроса на международные перелеты при падении курса национальной валюты;
- риск государственного вмешательства (основной акционер устанавливает размер чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов).
На доходность активов «Аэрофлота» влияют не только дивиденды, но и колебания котировок на бирже. С 30 мая наблюдается стабильный рост стоимости. По итогам торгов 21 июня 2019 стоимость одной акции составила 100,4 руб. Аналитики прогнозируют дальнейший рост. «ВТБ Капитал» предсказывает 130 руб., «Атон» – 125, Refinitive – 120.
Пока перспективы доходности лучше ретроспективы. Но стоит учитывать, что принятая стратегия развития увеличит чистый долг в ближайшую перспективу. Положительный эффект от роста пассажиропотока и открытия новых хабов проявится нескоро. Хорошей дивидендной доходности от вложений в акции «Аэрофлота» не стоит ждать раньше, чем через несколько лет.
Как приобрести акции и получить дивиденды
Приобретать акции целесообразно у профессиональных участников рынка (брокеров с лицензией), имеющих доступ на Московскую биржу. Самостоятельный выход частным инвесторам на биржевые торги закрыт. Прямые планы продажи акций «Аэрофлот» не применяет. Покупать ценные бумаги у частных или юридических лиц сложно и долго, цена может существенно отличаться от рыночной.
Лучшие брокеры
К перспективным брокерам, при работе с которыми нет рисков потерять вложенные средства при приобретении акций «Аэрофлота», относятся
- Риком
- Кит
- Открытие
- Финам
- БКС
- Тинькофф
- Промсвязь
Старейший российский брокер, работает с 1994 года. Отличный выбор для тех, кто хочет подключиться к автоследованию.
Плюсы:
- никаких назойливых звонков с предложениями потратить деньги;
- собственная торговая платформа;
- впечатляющие результаты стратегий (+74% за 2018 год), к которым можно подключиться.
Из минусов:
- нет Quik.
Полный обзор можно почитать здесь.
Хороший брокер для новичка. Здесь я держу российскую часть инвестпортфеля из ETF от FinEx на ИИС.
Брокер радует:
- низкими комиссиями и отсутствием назойливых звонков с предложениями потратить мои деньги.
Из минусов:
- слабый личный кабинет и неудобная система ежегодной перегенерации ключа.
Обзор можно почитать здесь.
Еще один классный брокер, с которым я проработал больше 2-х лет. Именно тут я торговал на FORTS.
Из плюсов:
- Вменяемые комиссии
- Отличный личный кабинет
- Приятные бесплатные сервисы
К минусам отнесу любовь брокера к звонкам с попыткой что-нибудь продать.
Обзор можно посмотреть вот здесь.
Крупнейший брокер и инвестиционная компания в России. Сам с ними не работал, но коллеги отзываются очень положительно.
Из плюсов:
- Не глючащий терминал Transaq
- Возможность пополнения\снятия денег со счета без комиссии (через свой банк)
- Куча первоклассных сервисов (например бесплатно можно скачать историю котировок)
- Возможность открытия счета в зарубежных юрисдикциях.
К минусам отнесу навязчивость продавцов.
Недавно делал на него обзор. Все подводные камни там.
Второй крупнейший брокер после Финама.
Из плюсов:
- Низкие комиссии
- Приятная поддержка
- Обмен валюты по биржевому курсу
К минусам отнесу любовь брокера к попыткам продать "структурные продукты".
Полный обзор брокера БКС есть на блоге.
Молодой и стремительно набирающий популярность брокер.
Плюсы:
- удобное мобильное приложение;
- бесплатное обслуживание счета, если нет сделок.
Минусы:
- высокие комиссии;
- мало инструментов доступно на стандартном тарифе.
Читайте полный обзор здесь.
Плюсы:
- надежность;
Минусы:
- Слабый личный кабинет
- Ограничения на торговлю иностранными активами
Предупреждение о Forex и бинарных опционах
Заключение
Крупнейший отечественный авиаперевозчик «Аэрофлот» – перспективный актив для вложения с целью заработка на дивидендах. Но только при условии долгосрочных инвестиций. Сейчас компания находится на стадии активного развития, поставлены амбициозные цели, много средств направляется на обновление воздушного парка, строительство новых хабов и повышение качества услуг.
Но по итогам I квартала 2019 зафиксирован убыток в 15,75 млрд руб., который объясняют курсовыми колебаниями, высокими затратами на топливо и низкий сезон. Слабые финансовые отчеты «Аэрофлота» отодвигают время получения хороших дивидендов.
На крупные выплаты можно рассчитывать не раньше чем через 3–5 лет. Но это не означает, что ранее акционеры ничего не получат. Компания исправно перечисляет дивиденды при наличии чистой прибыли.
Однозначного мнения по поводу Аэрофлота и перспектив получения крупных дивидендов нет. С одной стороны это стабильное предприятие с государственным участием и амбициозными планами. С другой стороны растут расходы, а государство забирает все сливки (50% от чистой прибыли). Если в ближайшие годы дивиденды и будут, то совсем небольшие.
Воздержусь от приобретения акций до тех пор, пока не закончатся основные преобразования и начнут приносить реальные плоды.
Если главная цель — быстрое получение прибыли, то стоит поискать другую компанию. Для долгосрочных инвестиций и диверсификации портфеля «Аэрофлот» — отличный вариант.