Как маркетологи следят за нами: антикражные ворота, камеры в магазине, история браузера и даже роботы-пылесосы
«Почему одни люди пьют Jack Daniel`s, вторые – Grand Dad, а третьи Taylor? Они что сравнили все 3 вида виски и выбрали лучший? Нет! У всех 3 сортов три разных имиджа, воздействующих на разные слои потребительской аудитории. Выбирают не виски, выбирают имидж».
Такую интересную мысль давным-давно озвучил крутой маркетолог и рекламщик – Дэвид Огилви. Сегодня разберем очень важную тему – маркетинг и методы воздействия маркетологов на наше поведение.
Слежка в магазине
Чтобы побывать в шкуре подопытного кролика, не нужно ждать реинкарнации или записываться на добровольные опыты. Достаточно лишь сходить в ближайший супермаркет или торговый центр.
Вот вы прогуливаетесь по огромному коридору любимого ТЦ. Перед каждым отделом стоят так называемые «Антикражные ворота». Думаете, они нужны для предотвращения воровства?
Да, но в первую очередь они предназначены для отслеживания трафика. Сколько людей вошло в магазин и сколько из них вышло с покупкой – за этим четко следят маркетологи.
Программа для отслеживания со множеством параметров настройки.
Второй мощный инструмент отслеживания – это камеры. Они тоже нужны не только для ловли воришек. Схема следующая: поставщик арендует в «Магните» отдельную полку для рекламы своего товара. «Восприятие сильнее реальности» — вот маркетологи и смотрят через камеру, как реагируют на рекламу дети, часто ли подходят к полке пенсионеры, кто больше покупает – женщины или мужчины и т.п.
Способов контролировать и регулировать человеческое поведение в магазине – уйма:
- тележки и ячейки для хранения вещей, чтобы вы могли унести больше;
- карты постоянного клиента (сегодня она синхронизируется с вашим приложением в смартфоне);
- осмотр чеков для последующего анализа маркетинговой стратегии.
И многое-многое другое, перечислять все уловки не стану, принцип понятен.
Слежка в Интернете
Тут все еще проще: за вами следит программа. Есть такая вещь как Cookie – это небольшие файлы, которые хранят данные от вас. Вот вы зарегистрировались в интернет-магазине и все: не нужно постоянно вводить свои данные, чтобы зайти в личный кабинет.
Поисковые системы научились использовать это в своих целях. Если вы сейчас наберете в Яндексе «Купить холодильник», то в дальнейшем будете видеть рекламу «Эльдорадо», как пример. Причем не важно, на каких сайтах, — эта реклама будет везде.
На данную тему есть книга «Все лгут. Поисковики, Big Data и Интернет знают о вас все». В книге очень много интересных особенностей поведения человека в поисковой системе.
Кроме того, за вами следят не только в самом интернете. Например, ваш SmartTV или робот-пылесос тоже неплохо с этим справляются. Яндекс.Станции, портативные колонки, всякие датчики из системы «Умный дом» — все ваши предпочтения документируются и отправляются по Wi-Fi разработчику.
Умные устройства много знают о вас.
Научные эксперименты
Маркетинг тесно связан с таким научным методом познания как эксперимент. Вся эта область формулируется в термин «нейромаркетинг» — это когда на ваш мозг воздействуют различные факторы. Вот лишь некоторые примеры:
- влияние на клиента через запахи (McDonald`s, пекарни, кафе);
- использовании музыки (фоновая музыка может влиять на скорость передвижения посетителя магазина);
- привлечение по вкусовым рецепторам (для этого и существует такая вещь как дегустация);
- возможность реализации тактильного восприятия (если представленный товар обладает высоким качеством – его обязательно дают потрогать);
- самым главным аспектом все еще остается визуализация.
Управление поведением людей – это наука.
«Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье». Хотим продать машину? Ставим подле нее красивую девушку! Хотим продать «Баунти» — показываем радость от наслаждения райским курортом. И мы идем покупать в магазин не продукт, а некое блаженство.
Сколько они всего о нас знают
Они знают о нас ровно столько, сколько мы готовы им рассказать о себе. Любой магазин, который работает на рынке дольше месяца, сможет сформулировать «портрет» своего клиента. Если к этому делу подключить интернет, то можно узнать о клиенте следующее:
- ФИО;
- номер телефона;
- адрес электронной почты;
- адрес;
- внешность;
- возраст и пол.
Достигается получение подобной информации за счет мобильных приложений, заказов через интернет-магазин и использования карт постоянного покупателя.
Google знает, где вы были прошлым летом…
Если дополнить все математикой и искусственным интеллектом, то мы получим поисковую систему, которая знает о нас куда больше, чем можно представить.
История посещений, заполненная информация в профиле (даже фотографии), место проживания, поисковые запросы, прослушиваемая музыка – все это оказывает влияние на то, что мы видим в итоге. Рекламное предложение формируется из этих данных.
Плохо это? И да, и нет. Тут уже решает каждый сам. Эти камеры, датчики, программы отслеживания, сканнеры – все создает атмосферу напряжения. Можно с уверенностью сказать, что за нами активно следят. Когда-нибудь мы всю свою жизнь будем выставлять напоказ. Впрочем, мы и сейчас неплохо это делаем…
С другой стороны, и маркетологов можно понять. Как говорится, нет того преступления, на которое не пошел бы капиталист ради прибыли. Это профессионалы и они активно пытаются поднять прибыль компании.
Лет через 10 мы станем получать настолько персонализированные рекламные предложения, что даже не будем удивляться.
А на чьей стороне вы? Что для вас важнее – комфорт и моментальное удовлетворение своих желаний или безопасность личных данных и возможность скрыть свои желания от других?