Как Nikola Motors, конкурент Теслы, у которых даже нет производства, собрали на бирже 10 млрд капитализации: разбираюсь афера века это или нет

Когда я был маленьким, дед часто любил поучать меня пословицей про синицу в руке и журавля в небе. Стыдно признаться, но всю ценность этого кейса я в полной мере осознал только десятилетия спустя, занявшись инвестированием.

Особенно хорошо он работает, когда дело доходит до оценки автопроизводителей.

Основная проблема этого рынка, на мой взгляд, — это игнорирование фундаментальных факторов инвесторами и слепое восхищение гипотетическим денежным потоком, который многие компании генерируют из вакуума.

Не понимаете, о чем я? Позвольте пояснить на примере Nikola Corp.

Что это за компания

Производитель электрических тяжелых грузовиков Nikola Corp. (Nasdaq: NKLA) начал торги на бирже 4 июня 2020 года.

Зарегистрированная в 2014 году компания разработала концепт полностью электрических грузовиков разного класса, работающих только от аккумуляторов или водородных топливных элементов.

Тяжелые грузовики повезут металл, цемент и прочее сырье по дорогам Америки! Уже изрядно подогретые «зеленой лихорадкой» инвесторы мгновенно возбудились и заглотили наживку.

Но нужно отдать должное Nikola: презентации действительно выглядели круто.

Предполагалось, что компактные грузовички для использования в черте города будут питаться от аккумуляторов и появятся на рынке в 2021 году, а уже к 2020 с конвейера сойдут полновесные тягачи прицепов, работающие на водородных двигателях.

Так выглядело IPO на графике.

Источник: finance.yahoo.com

Фантастика, да и только. Грузовики, повторюсь, выглядели круто, инвесторы были в восторге, пошли первые предзаказы; после публичного листинга цена акций Nikola резко выросла.

Производства нет, а акции уже торгуются — зачем

По идее, рыночная капитализация компании должна сказать нам, сколько, по мнению рынка, стоит бизнес.

Но капитализация дает общий показатель и не отличает «дутых» результатов и реальных. 10,7 млрд капитализации Nikola (по состоянию на 30.11.2020) — звучит очень круто. Главное, что инвестор клюет!

Источник: wealthyretirement.com

Фактически с такими цифрами Никола уже входит в одну обойму с Ford (F), Fiat (FCAU), Honda (HMC), BMW (BMWYY) и General Motors (GM).

Уверен, каждое из этих названий известно вам с детства — все эти компании работают в течение десятилетий и зарабатывают реальные деньги, продавая реальные машины. В отличие от некоторых.

Так же, как и другой эталонный «спекулянт» на зеленой теме — Tesla Илона Маска (TSLA), «Никола» быстро стала фаворитом инвесторов.

Кстати, название «Никола», как и «Тесла», происходит от имени эксцентричного изобретателя Николы Теслы. Совпадение? Не думаю.

Единственная разница между ними заключается в том, что Tesla не только рождает концепты, но и даже чего-то строит и продает. «Никола» же пока продает только воздух.

Нет дохода, нет прибыли, нет проблем! Спекулянтов я хорошо понимаю. Но инвесторы, покупающие акции Nikola, получают компанию, которая генерирует следующее:

  • $0 дохода;
  • $0 прибыли;
  • $0 денежного потока.

Источник: simplywall.st

Компания не получила ни единого доллара дохода с продаж. Наоборот, поскольку бизнес нужно содержать (офис, зарплаты, коммуналка и прочее), «Никола» только наращивает расходы и приносит убытки.

Согласно собственным прогнозам компании, она не рассчитывает получить свой первый доход до 2023 года. Ее капитализация — это журавли в небе. Или оптическая иллюзия — как вам больше нравится.

Обвинения в мошенничестве

Сейчас у «Николы есть» только предварительные заказы — более 14 000 заявок на прицепные тягачи. Если они будут построены и уйдут на рынок, выручка составит примерно $10 миллиардов.

Но по этим планам жестко шарахнули мощной порцией разоблачений аналитики агентства Hindenburg Research. Если вкратце, то суть обвинений такая:

  • Nikola — пирамида;
  • Тревор Милтон (директор и основатель) — мошенник;
  • Цель «бизнеса» — хйпануть на IPO, срубить денег из воздуха и попивать коктейли на лазурных побережьях.

Собственно, Гинденбург так и написал: «Мы считаем, что «Никола» — изощренное мошенничество, построенное на лжи его основателя и исполнительного председателя Тревора Милтона», подкрепляя свой отчет распечаткой телефонных звонков, перепиской в мессенджерах и почтовиках, а также фотографиями, доказывающими мошенничество «Николы».

Основные тезисы обвинения:

  1. Тревор вводил в заблуждение партнеров. Он лгал им о наличии собственных патентованных технологий, чтобы они оформили предзаказ на продукт, который не готов даже концептуально.
  2. Прототип грузовика Nikola One — подделка. У него нет ходовой части, а для промо ролика его просто отбуксировали на вершину холма и скатили по наклонной дороге, выровняв горизонт на монтаже, чтобы создать иллюзию реального движения.
  3. В октябре 2019 года «Никола» солгала на весь мир, объявив о начале производства революционных аккумуляторов, изготовленных по собственным технологиям. На деле же нанятый Тревором Милтоном подрядчик спустил деньги, изготовив взамен шиш. Проблема усугубляется тем, что даже узнав о таком наглом разводе, Тревор Милтон продолжал лгать инвесторам и партнерам, хотя революционной аккумуляторной технологии никогда не существовало в природе. Теперь «Никола» планирует использовать вместо нее аккумуляторную технологию GM.
  4. Топливные элементы «Никола» не производят дешевый водород. Они вообще не производят водород. Даже сам Милтон признал это под давлением СМИ.
  5. Прототипы электрических тягачей Nikola на стенде работали не от фирменных аккумуляторов. Они пока вообще не умеют передвигаться самостоятельно и питаются от розетки, что видно на фото, сделанных украдкой за кулисами.
  6. Водородные H2 и Zero Emission Hydrogen Electric не работают на водороде — эти прототипы использовали двигатели, работающие на природном газе.

Источник: hindenburgresearch.com

Да что там, даже солнечные батареи на 3,5 мегаватта, которые якобы питают штаб-квартиру Nikola, позволяя полностью обойтись без розетки, оказались фейком — на аэрофотоснимках крыши и близлежащих окрестностей видно, что панелей не существует.

Что ждет компанию в будущем — мое мнение

Оживление вокруг Nikola взбурлило, когда концерн GM объявил о партнерстве с этой компанией и выкупил 11 % ее акций. Казалось бы — столь уважаемая контора с фуфлом не свяжется. Связалась.

По сути, мы уже знаем, что GM очень хочет на «зеленый» рынок, чтобы зарабатывать на хайпе, не платить эконалоги и получать дотации, как Tesla.

Но пока она играет с отставания и перезагрузить бренд ей очень непросто. То ли дело создать новый бренд с нуля и прикрутить его к себе.

Гинденбург отдельно отметил этот факт, озаглавив свой отчет так: «Как использовать океан лжи в партнерстве с крупнейшим автопроизводителем в Америке». Тут явный отсыл к тому, что GM понимает суть дела и помогает вешать лапшу на уши.

Взлетит Nikola или нет? У меня два мнения — объективное и субъективное.

  1. Объективное. Денег у компании море. Технологии есть (спасибо GM за фирменные аккумуляторы). Поэтому первый этап — запуск аккумуляторных грузовичков в 2021 году — теоретически реализовать можно. Если тут все пойдет гладко, можно и дальше втирать за водородные тягачи, грамотно оттягивая время их релиза. Если «Никола», как и планировалось, запустит завод в Аризоне и выполнит первые предзаказы, она, скорее всего, сохранит динамику». Все-таки ниша очень хлебная и, что главное, пустая. Пока пустая.
  2. Субъективное. Nikola рухнет, как и любая пирамида. Гляньте отчет — ключевые партнеры и сторонники «Николы» активно обналичивают деньги. Уортингтон, Bosch и ValueAct продали все свои акции. Например, за июль—август Worthington продала акций почти на на $500 миллионов. Я думаю, они прекрасно знают, что такое компания Nikola и каковы ее реальные перспективы. Даже сам Тревор обналичил 70 миллионов долларов после IPO и прописал в уставе компании пункт, согласно которому в случае увольнения ему заплатят 20 миллионов в течение двух лет.

Что делает создатель «Николы» в ответ на обвинения? Пока он только ушел с поста директора и заявил, что никакого обмана не было — он ведь нигде письменно не обещал, что прототипы будут рабочими, а технологии реальными.

Дескать, стендовые модели только демонстрируют концепт, поэтому с него взятки гладки. А остальные обвинения он опровергнет позже. Ну что же, удачи ему. А я не вложу в них ни цента, пока не увижу эти опровержения и не удостоверюсь в их убедительности.

А может, я зря теряю время и нужно покупать сейчас? Вы сами купили бы акции Nikola? Напишите, что о них думаете.

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Подпишитесь на обновления
Добавить комментарий

Теперь и в Telegram!

А самое интересное тут

У меня есть подарок для вас — инвестиционная брошюра!
Забрать подарок
Adblock
detector