Как Nikola Motors, конкурент Теслы, у которых даже нет производства, собрали на бирже 10 млрд капитализации: разбираюсь афера века это или нет
Когда я был маленьким, дед часто любил поучать меня пословицей про синицу в руке и журавля в небе. Стыдно признаться, но всю ценность этого кейса я в полной мере осознал только десятилетия спустя, занявшись инвестированием.
Особенно хорошо он работает, когда дело доходит до оценки автопроизводителей.
Основная проблема этого рынка, на мой взгляд, — это игнорирование фундаментальных факторов инвесторами и слепое восхищение гипотетическим денежным потоком, который многие компании генерируют из вакуума.
Не понимаете, о чем я? Позвольте пояснить на примере Nikola Corp.
Оглавление
Что это за компания
Производитель электрических тяжелых грузовиков Nikola Corp. (Nasdaq: NKLA) начал торги на бирже 4 июня 2020 года.
Зарегистрированная в 2014 году компания разработала концепт полностью электрических грузовиков разного класса, работающих только от аккумуляторов или водородных топливных элементов.
Тяжелые грузовики повезут металл, цемент и прочее сырье по дорогам Америки! Уже изрядно подогретые «зеленой лихорадкой» инвесторы мгновенно возбудились и заглотили наживку.
Но нужно отдать должное Nikola: презентации действительно выглядели круто.
Предполагалось, что компактные грузовички для использования в черте города будут питаться от аккумуляторов и появятся на рынке в 2021 году, а уже к 2020 с конвейера сойдут полновесные тягачи прицепов, работающие на водородных двигателях.
Так выглядело IPO на графике.
Фантастика, да и только. Грузовики, повторюсь, выглядели круто, инвесторы были в восторге, пошли первые предзаказы; после публичного листинга цена акций Nikola резко выросла.
Производства нет, а акции уже торгуются — зачем
По идее, рыночная капитализация компании должна сказать нам, сколько, по мнению рынка, стоит бизнес.
Но капитализация дает общий показатель и не отличает «дутых» результатов и реальных. 10,7 млрд капитализации Nikola (по состоянию на 30.11.2020) — звучит очень круто. Главное, что инвестор клюет!
Фактически с такими цифрами Никола уже входит в одну обойму с Ford (F), Fiat (FCAU), Honda (HMC), BMW (BMWYY) и General Motors (GM).
Уверен, каждое из этих названий известно вам с детства — все эти компании работают в течение десятилетий и зарабатывают реальные деньги, продавая реальные машины. В отличие от некоторых.
Так же, как и другой эталонный «спекулянт» на зеленой теме — Tesla Илона Маска (TSLA), «Никола» быстро стала фаворитом инвесторов.
Кстати, название «Никола», как и «Тесла», происходит от имени эксцентричного изобретателя Николы Теслы. Совпадение? Не думаю.
Единственная разница между ними заключается в том, что Tesla не только рождает концепты, но и даже чего-то строит и продает. «Никола» же пока продает только воздух.
Нет дохода, нет прибыли, нет проблем! Спекулянтов я хорошо понимаю. Но инвесторы, покупающие акции Nikola, получают компанию, которая генерирует следующее:
- $0 дохода;
- $0 прибыли;
- $0 денежного потока.
Компания не получила ни единого доллара дохода с продаж. Наоборот, поскольку бизнес нужно содержать (офис, зарплаты, коммуналка и прочее), «Никола» только наращивает расходы и приносит убытки.
Согласно собственным прогнозам компании, она не рассчитывает получить свой первый доход до 2023 года. Ее капитализация — это журавли в небе. Или оптическая иллюзия — как вам больше нравится.
Обвинения в мошенничестве
Сейчас у «Николы есть» только предварительные заказы — более 14 000 заявок на прицепные тягачи. Если они будут построены и уйдут на рынок, выручка составит примерно $10 миллиардов.
Но по этим планам жестко шарахнули мощной порцией разоблачений аналитики агентства Hindenburg Research. Если вкратце, то суть обвинений такая:
- Nikola — пирамида;
- Тревор Милтон (директор и основатель) — мошенник;
- Цель «бизнеса» — хйпануть на IPO, срубить денег из воздуха и попивать коктейли на лазурных побережьях.
Собственно, Гинденбург так и написал: «Мы считаем, что «Никола» — изощренное мошенничество, построенное на лжи его основателя и исполнительного председателя Тревора Милтона», подкрепляя свой отчет распечаткой телефонных звонков, перепиской в мессенджерах и почтовиках, а также фотографиями, доказывающими мошенничество «Николы».
Основные тезисы обвинения:
- Тревор вводил в заблуждение партнеров. Он лгал им о наличии собственных патентованных технологий, чтобы они оформили предзаказ на продукт, который не готов даже концептуально.
- Прототип грузовика Nikola One — подделка. У него нет ходовой части, а для промо ролика его просто отбуксировали на вершину холма и скатили по наклонной дороге, выровняв горизонт на монтаже, чтобы создать иллюзию реального движения.
- В октябре 2019 года «Никола» солгала на весь мир, объявив о начале производства революционных аккумуляторов, изготовленных по собственным технологиям. На деле же нанятый Тревором Милтоном подрядчик спустил деньги, изготовив взамен шиш. Проблема усугубляется тем, что даже узнав о таком наглом разводе, Тревор Милтон продолжал лгать инвесторам и партнерам, хотя революционной аккумуляторной технологии никогда не существовало в природе. Теперь «Никола» планирует использовать вместо нее аккумуляторную технологию GM.
- Топливные элементы «Никола» не производят дешевый водород. Они вообще не производят водород. Даже сам Милтон признал это под давлением СМИ.
- Прототипы электрических тягачей Nikola на стенде работали не от фирменных аккумуляторов. Они пока вообще не умеют передвигаться самостоятельно и питаются от розетки, что видно на фото, сделанных украдкой за кулисами.
- Водородные H2 и Zero Emission Hydrogen Electric не работают на водороде — эти прототипы использовали двигатели, работающие на природном газе.
Да что там, даже солнечные батареи на 3,5 мегаватта, которые якобы питают штаб-квартиру Nikola, позволяя полностью обойтись без розетки, оказались фейком — на аэрофотоснимках крыши и близлежащих окрестностей видно, что панелей не существует.
Что ждет компанию в будущем — мое мнение
Оживление вокруг Nikola взбурлило, когда концерн GM объявил о партнерстве с этой компанией и выкупил 11 % ее акций. Казалось бы — столь уважаемая контора с фуфлом не свяжется. Связалась.
По сути, мы уже знаем, что GM очень хочет на «зеленый» рынок, чтобы зарабатывать на хайпе, не платить эконалоги и получать дотации, как Tesla.
Но пока она играет с отставания и перезагрузить бренд ей очень непросто. То ли дело создать новый бренд с нуля и прикрутить его к себе.
Гинденбург отдельно отметил этот факт, озаглавив свой отчет так: «Как использовать океан лжи в партнерстве с крупнейшим автопроизводителем в Америке». Тут явный отсыл к тому, что GM понимает суть дела и помогает вешать лапшу на уши.
Взлетит Nikola или нет? У меня два мнения — объективное и субъективное.
- Объективное. Денег у компании море. Технологии есть (спасибо GM за фирменные аккумуляторы). Поэтому первый этап — запуск аккумуляторных грузовичков в 2021 году — теоретически реализовать можно. Если тут все пойдет гладко, можно и дальше втирать за водородные тягачи, грамотно оттягивая время их релиза. Если «Никола», как и планировалось, запустит завод в Аризоне и выполнит первые предзаказы, она, скорее всего, сохранит динамику». Все-таки ниша очень хлебная и, что главное, пустая. Пока пустая.
- Субъективное. Nikola рухнет, как и любая пирамида. Гляньте отчет — ключевые партнеры и сторонники «Николы» активно обналичивают деньги. Уортингтон, Bosch и ValueAct продали все свои акции. Например, за июль—август Worthington продала акций почти на на $500 миллионов. Я думаю, они прекрасно знают, что такое компания Nikola и каковы ее реальные перспективы. Даже сам Тревор обналичил 70 миллионов долларов после IPO и прописал в уставе компании пункт, согласно которому в случае увольнения ему заплатят 20 миллионов в течение двух лет.
Что делает создатель «Николы» в ответ на обвинения? Пока он только ушел с поста директора и заявил, что никакого обмана не было — он ведь нигде письменно не обещал, что прототипы будут рабочими, а технологии реальными.
Дескать, стендовые модели только демонстрируют концепт, поэтому с него взятки гладки. А остальные обвинения он опровергнет позже. Ну что же, удачи ему. А я не вложу в них ни цента, пока не увижу эти опровержения и не удостоверюсь в их убедительности.
А может, я зря теряю время и нужно покупать сейчас? Вы сами купили бы акции Nikola? Напишите, что о них думаете.