Наши налоги одни из самых низких, поэтому поднимем ставку на сигареты и металлургам: в правительстве снова ищут как пополнить бюджет
Коронакризис опустошил не только мой карман — связанные с пандемией расходы настолько подточили российский бюджет, что на горизонте замаячила перспектива его дефицита.
Поэтому российский Минфин чуть-чуть урежет расходы на госаппарат, а остальное добьет повышением акциза на табак и налога на добычу твердых полезных ископаемых. Хорошо или плохо? Поделюсь своим мнением.
Оглавление
За счет чего сейчас питается бюджет
Нефтебаксы всегда составляли львиную долю отечественного бюджета. Но сколько именно углеводородных денег в общей кубышке? Спойлер — прилично.
Минфин РФ с 2006 года публикует так называемый индикатор углеводородной зависимости. Он отражает «нефтегазовую долю» в федеральном бюджете.
С того времени на нефтебаксы приходилось 30–50 % всех поступлений. По итогам прошлого года их доля составила ~41 %.
Государство получает профит с добычи ископаемых разными путями. Основной — налоги. Налоговая нагрузка в этой отрасли всегда была высокой. До 2017 — 45,4 %, с 2018 — 52,5 %.
Второй путь — дивиденды. Правительство держит долю во многих крупных компаниях, промышляющих добычей и продажей углеводородов.
Как видите, местами эта доля очень даже немаленькая (я имею в виду компании, отмеченные розовым и желтым).
Что планируют сделать
Пандемия и расходы на борьбу с коронавирусом отъели хороший кусок от бюджета страны. Когда первая волна шла на спад, чиновники рапортовали, что худшее позади, а денег в резервном фонде столько, что можно жить не тужить — хватит на все.
Но видимо, горшочек не бездонный, раз политики пошли на ряд непопулярных мер типа изменений в НДФЛ или налога на проценты с банковских вкладов.
Повышение налога на добычу твердых ископаемых и увеличение акцизных сборов — логичное дополнение к ним.
- «Налог на курение». Минфин предложил с 2021 одним махом поднять налог на курево аж на 20 %, хотя ранее собирались поднять всего на 4 %. Электронные сигареты тоже считаются. Представители ведомства обосновали такие претензии тем, что государство много тратит, чтобы лечить больных и помогать неимущим, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы ввести налог на вредные привычки и заставить раскошелиться тех, кто на этом зарабатывает.
- Налог на добычу металлов и минералов. Причина все та же — наполнить стремительно тающий бюджет. Минфин посчитал, что этот бизнес может дать намного больше налогов, чем сейчас, и разработал законопроект о повышении НДПИ для металлургов и производителей удобрений. Сборы вырастут сразу в 3,5 раза.
Любопытно, что еще в августе 2018 года помощник президента Андрей Белоусов уже ставил вопрос об «изъятии сверхдоходов» у металлургов и производителей удобрений.
Тогда министр финансов РФ Антон Силуанов занял сторону бизнесменов, посчитав сборы необоснованно большими.
Когда планируют это сделать и зачем вообще это нужно, если суммы незначительные
Еще в прошлом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявлял, что Минфин и правительство еще в поиске оптимального варианта и никаких окончательных решений не принималось.
Тем не менее несколько недель спустя Госдума РФ приняла в окончательном чтении оба закона.
Это значит следующее:
- С 1 января 2021 года к действующей ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) прикрутят рентный коэффициент, который умножит его в 3,5.
- Акциз на сигареты и прочую табачную продукцию в 2021 году поднимется на 20% по сравнению с действующими ставками.
На все возражения бизнеса Силуанов ответил, что у нас, мол, налоги и так одни из самых низких, поэтому жаловаться нечего.
О чем говорят такие налоговые перегибы? Думаю, тут сошлись две вещи:
- Правительству не нравится текущий показатель «углеводородной зависимости», и оно будет и дальше диверсифицировать поступления в бюджет.
- Налоги и дальше будут повышаться, чтобы проспонсировать эту самую диверсификацию.
Накрутка к НДПИ и 20 % акциза — это пробный камень, чтобы посмотреть, насколько эффективно контролирующие органы РФ смогут пресечь теневой оборот и прижучить всех налоговых «уклонистов».
Если у них не получится, то налоговую пилюлю быстро подсластят смягчающими поправками. Если получится — скорее всего, и дальше будут повышать. Ну а что, глобальный тренд — все так делают.
Чем это чревато для простых граждан
Закручивание гаек всегда идет трудно. В этом случае опасения тоже есть. Например, бизнесмены опасаются, что такое высокое разовое повышение акцизов приведет к росту теневого сектора.
В прошлом году оборот нелегального рынка сигарет оценивался в ~10 % от официального. Я думаю, тут последствия целиком зависят от того, насколько эффективно госорганы справятся с контрафактом.
Повышение НДПИ теоретически может быть опасным в перспективе вплоть до деградации отрасли и закрытия предприятий.
Причина — потеря конкурентоспособности минеральных удобрений на внешних рынках и падение спроса на внутренних из-за удорожания. Если падает спрос, замедляется развитие минерально-сырьевой базы.
Новые разработки не ведутся, старые сворачиваются, рабочие места сокращаются, и далее по цепочке.
И хотя конкретно в нашем случае я никакой катастрофы не вижу (в новостях время от времени мелькают ухоженные «промышленники-хозяйственники» с крутыми тачками, часами за миллион долларов и прочими атрибутами роскоши).
Я считаю так: если у директора какого-то комбината есть деньги на личный дворец, персональный автопарк и пухлые заначки на депозитах и в кеше, значит, бизнес рентабельный.
Но это только его дело, иначе зачем вообще бизнесом заниматься. У нас почему-то принято считать, что если кто-то зарабатывать, значит он априори должен этим делиться. Такая, «дворовая», надо сказать философия из 90-х. «Есть че? А если найду?».
Поэтому изъятие «излишков» из одной отрасли, чтобы инвестировать в другие направления (например, в госпрограммы президента) было вопросом времени.
А вы как думаете, нужны налоги? Или это жадные бюрократы душат частный бизнес? Интересует ваше мнение.