Миллиардер Рыбаков заявил, что автомобиль — это статус для бедных: рассказываю почему я с ним согласен
Еду в метро — мальчишки и девчонки листают Инсту на новеньких «огрызках». Гуляю по Москве — на платной парковке (по которой все плакали что 280 рублей в час это дорого) ни местечка свободного.
Причём машины по цене двушки в подмосковье. Одни Мерседесы, БМВ и Порше. Но как почитать в интернетах, все ноют, что зарплата маленькая, распоясавшиеся банки тянут жилы, денег ни на что не хватает. Откуда тогда этот праздник потребления? Разбираемся.
Оглавление
Что заявил Рыбаков в своем видео
В поисках разгадки наткнулся на видео Игоря Рыбакова — №70 в рейтинге богатейших бизнесменов России 2021.
Источник: youtube.com
По его мнению, многие россияне бедные, потому, что сами добавляют себе финансовых проблем. Слишком буквально понимают пословицу, что «встречают по одёжке», выбирают понты вместо мозгов и вместо заработков получают убытки.
В принципе Америки не открыл. Я тоже с детства заметил за нашим братом нездоровую тягу к таким вещам, как:
- свадьбы «чтоб не стыдно было», но в кредит;
- брендовая одежда для «выхода в люди»;
- новые модные гаджеты;
- здоровенные, крутые и очень дорогие тачки.
Именно в таком порядке. Давняя традиция — соревноваться у кого пирушка «побогаче», чтобы с тамадами и столы ломились от деликатесов, а потом сидеть год на кислом борще и макаронах.
Погоня за крутыми шмотками произошла ещё от позднесоветской охоты за джинсой и малиновых пиджаков 90-х. В конце нулевых народ переключился на кредитные айфоны и макбуки.
В число культовых предметов входят и непомерно дорогие авто. Как по цене, так и по стоимости владения. Рыбакова особенно поражает этот парадокс — у тебя и так денег в обрез, но ты:
- покупаешь в кредит дорогущий X5, соглашаясь на конский процент или закладную имущества;
- всю дальнейшую жизнь тратишь средства на его обслуживание, из-за чего денег у тебя становится ещё меньше.
Причём живёшь ты в пределах МКАДа, дачи за городом у тебя нет, а от остановки метро до работы — 10 минут пешком. Думаете сгущает тучи? Давайте смотреть на статистику.
Статистика сколько сейчас кредитных авто в России
На дворе ковидный кризис, кошельки стремительно пустеют, а россияне... набрали рекордное количество кредитных авто. В 2020 брали чуть меньше, чем до пандемии, но в 2021 могут отыграться. Вот свежие данные по рынку:
Источник: autostat.ru
Динамика продаж «народных» автомобилей снизилась на 3,8 %. Зато выросли продажи крутых — на 4,5 %. Интересно, насколько выросло количество автокредитов в первом квартале этого года?
Можете не гуглить — на 3 %. При этом сумма выданных автокредитов подскочила на 27 %. Проще говоря, «обнищавшие и оголодавшие» от кризиса россияне продолжают набирать дорогие машины в кредит. Л — логика.
Москва, Питер, Краснодарский край, а также Нижегородская, Калужская и Иркутская область — в лидерах.
Источник: autostat.ru
Вместе с выдачей кредитов, растёт и просрочка по ним. К началу марта владельцы кредитных тачек задолжали совокупно 56,6 миллиарда рублей. Сами банковские эксперты называют три причины:
- падение доходов у заёмщиков;
- неумение рассчитывать бюджет;
- поспешное принятие решений при покупке авто в кредит.
То есть, даже банки прямым текстом говорят — люди сами загоняют себя в кабалу на ровном месте. Почему тогда продолжают выдавать ссуды? Банки просто переключаются на залоговое кредитование и в любом случае получают своё.
Почему я с ним согласен
Я кстати согласен с ним не только словом, но и делом. Сам продал свой мерседес в 2018-м и вложил эти деньги в инвестиции.
Многие думают, что собрал денег и всё — худшее позади. Теперь всё будет хорошо. Но хорошо не будет. Автомобиль — это актив, а у каждого актива есть своя стоимость владения. Думал примерно прикинуть стоимость, но увидел, что всё уже посчитано до меня.
Вот подробный график расчётов, составленный под типичную легковушку. И тут еще нет КАСКО, которая для нового авто — мастхев. Смело добавляйте от 50 до 150 000 в год.
Также рассмотрена альтернатива владению — общественный транспорт, такси и каршеринг (аренда):
Источник: drom.ru
Цены я на всякий случай перепроверил — на такси в МСК по эконому и вправду можно уехать от 9 руб. за км, а каршернинг стартует от 1300 рублей за сутки.
Итак, получается, что в современном мегаполисе владеть собственным авто затратнее, чем ездить в общественном транспорте, пользоваться такси или брать напрокат по потребности.
Не спорю, есть ситуации, когда без своего авто никак. Но тем, кому реально надо, к понтам обычно никакого отношения не имеют и выбирают по ТТХ.
Куда тогда лучше потратить деньги вместо покупки авто
Если машина — актив, который высасывает деньги, значит менять её нужно на то, что деньги приносит. Я вижу несколько вариантов:
- Недвижимость. Половина россиян считает его самым надёжным. Я частично разделяю их позицию. Если удачно выбрать локацию, купить на ранней стадии строительства и не нарваться на кидалово, квартира отобьёт затраты как арендой, так и продажей.
- Ценные бумаги. В России сейчас бум инвестирования. Только на Мосбирже зарегистрировано почти 18 миллионов физлиц-инвесторов. Сэкономил 2-3 тысячи рублей и можно вкладывать.
Источник: place.moex.com
Акции Сбера — минимальный лот — 10 штук. 3120 рублей по актуальному курсу.
- Частный бизнес. Свой бизнес может дать доходность выше, чем у биржевых инвестиций, но есть нюансы. А вернее их целая уйма. Но в любом случае, если ты избавился от чёрной дыры, уносящей сотни тысяч рублей в год, собрать стартовый капитал будет гораздо проще.
- Социальные медиа/видеоплатформы. Этот вариант тоже можно рассматривать как инвестор. Есть уникальная концепция — деньги пригодятся на закупку реквизита, расходников, услуги операторов, монтажёров. Нет — можно раскручивать канал полностью с нуля на коммерческой основе. Выбирать нишу, нанимать авторов контента, сценаристов, редакторов менеджеров по раскрутке.
Топовые темы:
- спорт;
- финансы;
- товары и услуги;
- криптовалюты.
Чтобы выйти на уровень дохода 70+ килорублей в месяц, нужно собрать от 100 000 подписчиков. Основной заработок — реклама и продажа инфоматериалов.
Как ни крути, а в России автомобиль — это лишь отчасти средство передвижения. Автор, на пальцах посчитавший невыгодность автомобиля для городского жителя в конце дал опросник на тему, что пользователи выберут — экономить или продолжать терять деньги, но ездить на личном авто. Вот результат:
Источник: drom.ru
Их приведённые аргументы не убедили. А вас?