В России продажи новых авто упали на 72% во время коронакризиса: стоит ли сейчас покупать машину или лучше подождать
2020 год показал всему миру, как всего одна съеденная летучая мышь (или нет) может привести к историческим обвалам фондового рынка и падению ВВП крупных экономик, а все население планеты ввергнуть в «состояние тревожности».
Автопроизводители также оказалась в списке пострадавших, причем на первых местах. Дилеры отчитались о падении продаж в 70 %, а в некоторых странах обо всех 97 %.
Сегодня поговорим о том, как так вышло, как это скажется на индустрии в целом и на автолюбителях в частности.
Темпы падения в Европе
Но сперва немного статистики. По информации от РБК, самым убыточным оказался европейский рынок, а рекордные потери за Италией и Испанией, где введенные ограничения оказались самыми строгими.
Всего, если брать статистику по всем 27 странам ЕС за период с января по июнь, спрос на новые автомобили упал на 38,5 %.
Что интересно, лучше всего машины покупали в Германии: немецкий рынок просел «всего» на 31 %. Сравните с Италией (50,7 %) и Испанией (48,9 %).
Если говорить конкретно про апрель, на который пришелся пик пандемии, то спад продаж по Еврозоне составил 76,3 %. Цифру получили, сравнив количество регистраций новых авто с показателями прошлого года.
Также упомяну, что европейские производители получили щедрую поддержку от государства. Выплаты работникам отрасли покрывали 60–70 % зарплаты работников (читайте скандальную историю про Porsche).
Темпы падения в России
В России убытки тоже посчитали. За апрель отрасль потеряла 72,4 %. Учитывая, что большую часть месяца дилерские центры были закрыты, это закономерный результат.
Об итогах полугодия пока не сообщают, но уже понятно, что ситуация аналогична европейским показателям.
Кстати, власти уже выделили 25 млрд руб. отечественным производителям, плюс расширили программу госзакупок до 220 тыс. машин (скорые, пожарные, полицейские машины).
Такое количество планировали закупать до 2022 года, но теперь ускорят до конца 2020-го.
Что еще интересно, лучше всех пережили пандемию китайские Haval, Geely и Cherry. Причина: локализация сборочных линий внутри РФ. Хотя тот же «АвтоВАЗ» перешел на 4-дневку еще до пандемии (нет спроса).
Как оценивают убытки
Подсчитать убытки в мировом масштабе решили аналитики из LMC Automotive. Их прогноз — минус 4 % от общемирового оборота.
То есть будет продано не 89,8 млн ед., а 86,4 млн ед., что по минимальным оценкам составит $70 млрд убытка.
У нас ситуация, скорее всего, будет развиваться по наихудшему сценарию. Не будем забывать, что в марте рубль просел на 15 % и еще до признания пандемии некоторые бренды (например, «Ауди») начали поднимать цены.
Девальвация также ударит по покупательской способности населения, из-за чего прогнозируется спад продаж до 10 % (оценивал журнал «Форсаж»), а не на 4 %.
В пересчете на объем продаж это составит около 159 300 непроданных машин.
Что еще хуже, такой обвал в России не оставят без внимания мировые бренды. Наш рынок и так в списке неперспективных, а с учетом новых потерь многих новинок наши автолюбители могут не дождаться и вовсе.
А, например, в Honda и вовсе заговорили об уходе из РФ…
Чего ждать дальше
В принципе, никто из автопромышленников о банкротстве не сообщил. О крупных слияниях также информации не поступало. Значит, запас прочности у отрасли есть.
А учитывая, что пик пандемии пройден и появились заявления о готовности вакцины, то прогнозы только положительные.
Также важно понимать, что покупка автомобиля — решение не спонтанное, а значит, все, кто хотел купить его весной, с большой вероятностью сделают это осенью. К тому же и в мае, и в июне продажи уже начали расти.
Плюс мировая фабрика, на которую приходилось около 25 млн продаж ежегодно, уже начинает возвращаться к прежним показателям, что станет своевременной поддержкой на фоне пока еще пассивного европейского сегмента.
Резюмирую: перед нами стандартный волнообразный график. Если в начале года спад, значит, в конце года можно ожидать подъем.
Единственное, придется смириться с низким числом новинок, ведь все автосалоны были отменены, а новинки придержали до более удачного случая.
А вы планировали покупать автомобиль этой весной? Ждете лучших времен? Или, может, ждали какую-нибудь новинку?