Во что превратился Яндекс за 20 лет и как на этом можно было заработать
Компании Яндекс исполнилось уже 20 лет! Для IT-сферы данный период можно назвать целой вечностью, ведь каждый год здесь на вес золота. На сегодняшний день это не просто название компании и любимый поисковик в интернете, но и целый устоявшийся бренд.
Приятно писать о достижениях наших компаний. Еще более приятно сознавать, что большинство моих знакомых, говоря «надо погуглить», открывают Яндекс и ищут именно в нем. Хорошая оценка деятельности компании за 20-ти летний срок. А что еще стало с Яндексом за годы его существования? Попробовал вкратце написать.
Оглавление
Поиск с учётом морфологии слова и другие инновации
История Яндекса началась с абсолютно безумной идеи – научиться анализировать введённый текст настолько досконально, чтобы пользователь получил самую необходимую для него информацию. Задачу в разы усложняла богатая морфология русского языка, а понимать текст должна была всего лишь бездушная поисковая машина.
Такую цель перед собой поставил Аркадий Волож – создатель компании по продаже персональных компьютеров. Он вместе с другом, Ильёй Сегаловичем, создал компанию «Аркадия». Главным их достижением стало создание поиска по Библии. В то время это казалось невозможным.
Наступает 1997 год, два друга готовы представить свои амбициозные наработки на выставке Softtool. Поисковая машина Яndex Web могла не просто отыскивать текст по серверам, но также удалять не уникальные сайты и ранжировать результаты по релевантности для запросов.
Как же может принести доход поисковик, который всего-навсего занимается поиском информации для пользователя? Тогда руководство Яндекса создало контекстную рекламу.
На мой взгляд, важнейший шаг с экономической точки зрения. Именно он помог уже к 2002 году выйти на самоокупаемость. С тех самых пор доходы компании всегда превышают расходы.
В плюсе оставались и пользователи, которые могли найти интересующую их услугу, и рекламодатели, получавшие новых клиентов.
Что касается алгоритмов поиска — Яндекс их постоянно совершенствует. От «Магадана» и «Арзамаса», учитывающих уникальность контента и регион пользователя, компания дошла до «Андромеды» и «Веги», ранжирующих страницы по экспертности и меняющих результаты запросы в зависимости от района города.
Никто не верил, но они стали первыми
Компания развивалась сверхстремительно. В 2008 году она попадает в 10-ку самых популярных поисковых систем мира. В 2020 Яндекс в этом рейтинге пятый, но на русскоговорящем рынке лидер, обгоняющий мирового гиганта Google.
В 2011 компания стала первой из российской интернет-индустрии, кто выставил свои акции на американской бирже NASDAQ. За день Яндекс подорожал почти на половину. За 9 лет цена акции увеличилась ещё на 25 %, это означает, что первоначальная стоимость за одну акцию была справедливой.
На сегодняшний день
Яндекс – крупнейшая IT-компания, её продуктами пользуются во всём мире. Фирма развивается по всем фронтам, начиная с поисковика Яндекс, который стал неотъемлемой частью нашей жизни, и заканчивая Яндекс.Едой, благодаря которой можно насладиться едой из любимого кафе или ресторана, не выходя из дома.
Яндексу сейчас принадлежит множество сервисов и инновационных технологий.
Компания делает жизнь человека лучше, это отражается в ее экономических показателях. Рассмотрю последнюю доступную финансовую отчётность – за 3 квартал 2019 года. В доле поисковых запросов в России компания продолжает удерживать лидерство, увеличилось количество поездок в Яндекс.Такси.
Конкретные цифры по финансовой отчетности представлены ниже.
Как мы видим, все показатели, кроме чистой прибыли, выросли по сравнению с 2018 годом. Капитализация Яндекса же превысила 800 млрд. рублей и увеличилась почти вдвое за 4 года.
Если рассматривать сервисы, которые приносят Яндексу прибыль, то на первом месте будет поисковик.
- Его доля в общей выручке – 82 %, но при этом с 2014 года она снизилась на 12 процентов.
- Такси и доставка еды на втором месте (за счёт объединения с Uber и использования собственного сервиса карт, улучшающего навигацию).
Но Яндекс продолжает «вкладываться» и создавать новые сервисы. Вот самые интересные за последние годы:
- Яндекс.Плюс. Это платная подписка, которая позволяет получать дополнительный плюс при использовании сервисов компании: скидка на такси, еду, дополнительное место на «Яндекс.Диск», бесплатные фильмы на «Кинопоиске» и многое другое.
- Яндекс.Дзен. Сервис статей и медиафайлов, подбираемых благодаря индивидуальным рекомендациям. На данный момент он не слишком популярен у пользователей и контент-мейкеров, но компания продолжает его развитие.
- Кинопоиск. Крупнейший российский сайт о кино стал частью Яндекса в 2013 году. А в 2018 году сервис начал продавать платную подписку на просмотр фильмов и сериалов. Также через «Кинопоиск» можно узнавать всю актуальную информацию о кино и заказывать билеты в кинотеатры. А также оценивать фильмы, чем даже я иногда занимаюсь.
Сегодня Яндекс — это бренд, под которым успешно работают десятки сервисов, причем не только те, которые я указал в данной статье. Каждое из направлений деятельности Яндекса приносит пользу людям, помогает скрасить досуг или заработать деньги.
Как и сколько можно было заработать обывателю
Ладно, теперь к вопросу о том, как на этом всем можно было заработать простому россиянину. Всего-то нужно было купить акции гиганта в 2014 году, когда они появились на Московской бирже.
Цена тогда была в районе 1500—1000, сегодня они стоят по 2969 и продолжают расти. За 5 лет можно было заработать 100-200% в зависимости от удачного входа.
У вас есть предположения, почему компания стала настолько народной? В чем секрет успеха? Здесь наше обычное «хуже, чем у других» не сработало. Пишите свои комментарии!