Как автоматизация, высокие зарплаты и бесконтрольная миграция погубили Детройт, и что тут общего с СССР

Детройт. Какие ассоциации? Скорее всего, только такие: разруха, бунт афроамериканцев и крах автоимперии.

А ведь совсем недавно это была автомобильная столица мира, где создавались первые машины Форда и откуда берет начало американский автопром.

Сотни работяг съезжались в этот город, чтобы приобщиться к масштабному производственному механизму и заработать очень неплохие деньги.

Яркая, но короткая история промышленного гиганта сейчас служит пособием о том, как строить бизнес не надо.

Рост: и так будет всегда

Вернемся на 70 лет назад. Детройт — процветающий индустриальный город с развитой инфраструктурой. Небоскребы, деловые центры, штаб-квартиры крупнейших автомобильных корпораций и служб общественной безопасности.

Детройт в 20-е годы

Сюда, в «город моторов», как называли Детройт, съезжаются лучшие специалисты в области автопромышленности.

Здесь выпускаются автомобили производителей Ford, Chevrolet, General Motors и Chrysler, которые однажды прочно займут свое положение на автомобильном Олимпе. Здесь базируется капитал всей страны.

Настоящая американская мечта, утопия! Те, кто застал то время — настоящие везунчики, ведь на их глазах создавалась история.

Рост промышленности шел колоссальными темпами, Детройт преображался на глазах и из провинциального городка превращался в передовой деловой центр.

Население увеличивалось пропорционально производственному процессу — всего за 10 лет численность жителей выросла в 1,5 раза.

По данным переписи населения, в 1920 году в Детройте проживало 983 678 человек, а к 1930 году уже 1 568 662 человек. Казалось, что так будет всегда. Но в один момент что-то пошло не так.

Статистика численности населения в Детройте с 1820 по 2010 г.

Но не вышло: падение

В период процветания Детройт славился аномально высоким уровнем оплаты труда, заработная плата рабочего на автопроизводстве превышала размер среднего заработка по США.

Благодаря развитию автомобильной промышленности, работой было обеспечено огромное число людей — только на заводе Генри Форда было свыше 90 тысяч рабочих мест.

Экономическая привлекательность Детройта росла, и на заработки стало приезжать все больше афроамерикацев-мигрантов, квалификация и образованность которых были далеки от образцовых.

Это повлекло за собой расслоение общества. В центральной части города на многих домах можно было встретить дескриминационные лозунги.

Но это не работало. Белые детройтцы, не выдержав нашествия иммигрантов, стали переселяться за пределы города и увозить с собой налоги.

Расовые беспорядки в Детройте в 40-х годах

Но, как говорится, беда не приходит одна. В начале 1950-х годов, начинаются сокращения рабочих мест.

К тому времени экономический сектор был уже узкоспециализирован, основной упор делался на эскалацию автомобильной промышленности посредством автоматизации производства.

Потребность в рабочей силе снизилась, уровень безработицы в городе достиг 10%, около 150 тысяч человек остались без работы и средств к существованию. Работать оставались только самые компетентные сотрудники.

Начались грабежи и бунты, наиболее известный из них — 5-дневный бунт, устроенный афроамериканцами в 1967 году.

Было разрушено более 400 зданий, разграблено 2509 магазинов, в ходе бунта погибло 43 человека. Многие жители оставляли свои дома, работу и уезжали.

Финансовые потери Детройта составили свыше 40 млн долларов, потери численности населения за 3 года (1967 -1969) — 194 000 человек, но самую большую потерю невозможно выразить в материальном эквиваленте.

Детройт перестал быть “автомобильной столицей мира”, потеряв все, что создавалось десятилетиями.

Разрушенный завод Packard в Детройте

Почему все так произошло

Причиной стремительного падения Детройта считается деиндустриализация. По мнению экономиста Ричарда Уолфа, американская автомобильная промышленность не смогла интегрироваться в мировую экономику и потерпела крах.

Здесь большую роль сыграла конкуренция со стороны немецкого и японского автопрома, автомобили которых были более экономичными. Американцы уже не являлись единственными и ведущими игроками на рынке.

Если бы только деиндустриализация! Ведь не стоит списывать со счетов произошедшую дискриминацию, связанное с этим повышение уровня преступности и социального расслоения.

Люди не смогли пережить безработицу, вызванную технологическим прогрессом. Бизнес не смог выдержать конкуренцию в мире и сложившуюся напряженную обстановку в городе.

И перенес производственные мощности в более благоприятные регионы. Экономика Детройта, которая держалась на автопроме, рухнула.

Развалины Детройта

Какой урок экономики это нам несет

О Детройте можно много рассуждать, предполагая «что было бы, если...». У всех экономистов и аналитиков свой взгляд на историю и причины краха этого города.

Однако можно выделить одну мысль: непропорционально раздутые зарплаты и скоростная деиндустриализация оказались вредны для людей. Ведь именно это повлекло за собой бесконтрольную иммиграцию афроамериканцев и неразборчивость бизнеса в использовании рабочей силы.

Не предусмотрев последствия сокращения рабочих мест из-за автоматизации производства, владельцы корпораций лишили себя возможности сохранять конкурентоспособность, а город потерял основной источник дохода.

Сейчас Детройт находится в плачевном состоянии, по уровню безработицы (целых 23,1%) город уже несколько лет занимает первое место в США.

В 2013 году была проведена крупнейшая процедура банкротства в стране, и Детройт был объявлен муниципалитетом-банкротом.

История Детройта показывает нам, насколько важен стратегических подход в развитии бизнеса, и как малейший промах может разрушить целую эпоху.

Правда немного напоминает распад Союза? Тот самый быстрый переход от индустриального уклада к постиндустриальному, смещение в сторону высоких технологий и промах с пузырем зарплат для низкоквалифицированного труда.

И все-таки интересно, как сложилась бы судьба города, если бы уровень его зарплат не превышал средний по США? Остался бы город автомобильной империей или другие факторы сыграли бы свою роль? Как вы считаете, что стало отправной точкой к падению Детройта?

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Подпишитесь на обновления
Добавить комментарий

Теперь и в Telegram!

А самое интересное тут

У меня есть подарок для вас — инвестиционная брошюра!
Забрать подарок
Adblock
detector