Методика достижения успеха: постановка Смарт цели

Автор: / Дата: в 22:33 / Рубрика: Личностный рост и саморазвитие

Дневник инвестора: «Думай и богатей»

Приветствую! Вы замечали, что задачи вроде «вымыть посуду» или «пробежать 5 км» обычно не встречают серьезного психологического сопротивления? А вот цели формата «стать одним из первых в продажах» или «выучить английский» мы воспринимаем как что-то пугающее и невыполнимое. В результате работа над такими «проектами» откладывается до бесконечности…

Однако, не решаемых проблем не существует, поэтому люди придумали технологию SMART-целей. Этот метод работает одинаково эффективно и для крупных корпораций, и для себя любимого. Итак, постановка цели смарт – на что обратить внимание и как с ней работать?

Что такое SMART-цели?

Английское слово «smart» переводится как «расторопный, умный, смышленый, проворный, ловкий». Кто придумал технологию постановки «умных» целей? Автором стал американский экономист, публицист и педагог Питер Друкер (в далеком 1954 году).

peter_drucker

На счету Питера Друкера сотни статей в Harvard Business Review и The Wall Street Journal и около 40 книг. Кстати, именно он сформулировал теорию об инновационной экономике в условиях нового информационного общества!

SMART – это аббревиатура, где каждая буква обозначает свой критерий эффективности цели

S – Specific (Конкретный)

По SMART любая поставленная цель должна быть конкретной. Еще на этапе постановки задачи результат должен быть четко определен по принципу «одна цель – один результат».

Возьму в качестве примере цель: увеличение дохода.

  • Неверно: «Я хочу зарабатывать больше». Уверен вы уже не раз ставили себе такую цель. К сожалению, она не сработает.
  • Верно: «Я хочу повысить свой ежемесячный доход на 20%». Так — гораздо лучше. Цель стала конкретной, теперь вы сможете однозначно оценить конечный результат.

Некоторые американские авторы предлагают проверять цель на «конкретность» с помощью пяти W: What (чего нужно добиться), Why (зачем мне это нужно), Who (кто поможет мне в работе), Where (где будет выполняться работа), Which (какие требования и ограничения нужно иметь в виду).

goals

Почему это важно? Подсознание – важный помощник в процессе достижения цели. Но оно практически бесполезно, если не дать ему понятный и конкретный ориентир (что-то вроде яркой картинки). С этим разобрались, поехали дальше.

M – Measurable (Измеримый)

Для любой цели важно установить четкие критерии для оценки конечного результата. Вот пара примеров таких критериев в разных сферах жизни.

  • Внешний вид: объем талии и бедер, вес, размер одежды
  • Бизнес или работа: число клиентов или сделок, доход за месяц, оборот по банковскому счету
  • Личные отношения: число друзей и знакомых, количество свиданий в месяц, количество приглашений (в кино, на вечеринку, в кафе)

Возьму еще одну популярную цель: похудение

  • Неверно: «Хорошо выглядеть» Скажите мне, как вы собрались оценивать результат такой цели? Его вообще реально оценить? Насколько хорошо вы стали выглядеть?
  • Верно: «Сбросить 10 кг » или «Похудеть с 50-го до 46-го размера». Так гораздо лучше!

Почему это важно? Без четких и конкретных показателей мы не сможем определить (измерить, если хотите), достигнута ли цель.

stylist

A – Achievable (Достижимый)

Любая цель по SMART должна быть достижимой с учетом всех ограничений: времени, инвестиций, знаний и навыков, людей, доступа к ресурсам и информации. Честно говоря, с этим критерием не все так просто. Все дело в том, что понятие достижимости достаточно эфимерно, но на помощь мне всегда приходит статистика.

В среднем люди склонны завышать планку своих возможностей на ближайшее будущее (до 1 года) и недооценивать свой потенциал при планировании более долгосрочных целей (в 5 и более лет).

Еще один классный пример: написать диссертацию

  • Неверно: «Написать диссертацию за три месяца». не берусь утверждать со 100% уверенностью, но на мой взгляд цель не реалистична
  • Верно: «Написать работу за три года». Такая постановка задачи выглядит более приземленной и вы сможете легко сохранять мотивацию на протяжении всего срока пути к намеченным результатам

К тому же есть цели, недостижимые в принципе. Скажем, 35-летняя женщина уже не сможет стать профессиональной балериной с нуля. Но она вполне может освоить латиноамериканские танцы.

impossible

Почему это важно? Недостижимые цели отнимают кучу времени и энергии и лишают веры в себя. В то же время, не бойтесь мечтать и ставить себе смелые задачи на более долгие сроки (от 5 лет)!

R – Relevant (Значимый, соответствующий другим, актуальный)

Критерий Relevant отвечает на вопрос: «Как достижение цели повлияет на решение глобальных задач»? Компания (или Вы) должны получать выгоду от выполнения любой цели SMART. В противном случае, цель считается бесполезной и по ее достижении вы не будете награждены выбросом эндорфинов. 🙂

Пример задачи: «Зарабатывать $1000 в месяц»

  • Неверная цель: «Жить в режиме жесткой экономии». Подумайте, хотите ли вы начать зарабатывать больше, но при этом не иметь возможности тратить заработанное?
  • Верная цель: «Найти три новых источника дохода». Другое дело! Чувствуете разницу?

Почему это важно? Потому что если мы будем распыляться на цели, которые противоречат друг другу (или дают слабый эффект), масштабные задачи так и останутся нерешенными. А этого никак нельзя допустить.

T – Time bound (Ограниченный по времени)

На выполнение любой SMART цели выделяют фиксированный срок. Временные рамки позволяют взять под контроль процесс управления и побороть прокрастинацию. Без них шансы на то, что задача будет сделана стремятся к нулю.

time_lost

Приведу вам личный пример цели: выучить английский язык

  • Неверно: «Я буду свободно говорить по-английски». Однажды,  в следующей жизни... ну дальше вы и сами знаете.
  • Верно: «К 1 марта 2017 года я буду свободно говорить по-английски». Все, теперь у вас есть дедлайн и никуда от него не скрыться...

Почему это важно? Потому, что без жесткого ограничения по времени решение задачи можно отодвигать бесконечно. Вы замечали, что способны «вылизать» огромную квартиру за час перед приходом гостей? И потратить на то же самое целый день, если впереди куча времени?

Кстати, по срокам SMART-цели могут быть:

  • Краткосрочными (1-3 месяца)
  • Среднесрочными (3-12 месяцев)
  • Долгосрочными (больше года)

Примеры правильных SMART-целей

А теперь пришла пора объединить все 5 принципов и начать наконец-то ставить правильные цели. Вот парочка примеров:

  1. Поднять доходность сайта «Видео о Таиланде» до $300 в месяц к декабрю 2017 года
  2. Получить водительские права категории «A» к 1 июня 2017 года
  3. Сбросить 10 кг веса за три месяца к 1 апреля 2016
  4. Прочесть 5 книг Роберта Кийосаки за полгода к 1 июня 2017 (с кратким конспектом основных мыслей)
  5. Научиться плавать стилем «брас» и к концу зимы (25 февраля) проплыть один километр без остановок
  6. Выйти на пассивный доход в размере $100 в месяц к 1 ноября 2017 года
  7. Увеличить число участников группы ВКонтакте до 5000 человек к годовщине группы 15 мая

Понятно, что любая SMART-цель должна соответствовать всем пяти критериям. Но есть еще один (почти секретный!) косвенный признак для проверки цели на «смартовость: цель должна быть масштабной.

moto_main

Хорошая SMART-цель не должна быть слишком простой и легко выполнимой. «Пробежать 300 м», «Выучить 50 новых немецких слов», «Зарабатывать на 10% больше, чем сейчас» — это ерунда, а не глобальная задача. Правильная цель всегда чуть выше Вашего предела возможностей! Кроме того, она обязательно заставляет выйти из зоны комфорта и попробовать что-то новое.

Как легко поставить цели SMART?

Первый шаг. Примите вызов

Нужно четко понимать, что достижение будущей цели нужно, в первую очередь, Вам. Все мы любим жаловаться на обстоятельства и придумывать себе оправдания. Но ответственность за успех или поражение несете Вы и только Вы! Это, пожалуй, самый важный момент в целеполагании (и не только...)!

Второй шаг. Осознайте важность

Объясните сами себе важность будущей цели. Это не должна быть сиюминутная прихоть или спонтанное желание. Хотите зарабатывать больше/свободно говорить на итальянском/ открыть кофейню? Тогда продумайте до мелочей, как изменится после этого Ваша жизнь.

Третий шаг. Заручитесь поддержкой

Как правило, поддержка со стороны в разы ускоряет достижение цели. Другие люди могут Вас контролировать, мотивировать либо взять на себя часть задач. Отлично, если конечный результат влияет не только на Вас, но и на важных для Вас людей.

students

Четвертый шаг. Разложите цель на более мелкие задачи

Иногда даже самая конкретная цель кажется настолько масштабной, что это пугает и заставляет сдаться еще на старте. Подсознание можно обмануть, разбив «большую» цель на мелкие задачи. Не «похудеть на 20 кг за год», а сбрасывать «по 2 кг в месяц в течение года». Важно, чтобы каждый промежуточный результат еще на шажок приближал к желанному результату.

А Вы когда-нибудь использовали SMART-цели? Подписывайтесь на обновления и делитесь ссылками на свежие посты с друзьями в соцсетях!

P.S. Начав применять эту методику вы поначалу можете заметить, что как-будто весь мир обернулся против Вас! Лучшие друзья или даже родители могут начать уверять вас в том, что это невозможно и не стоит даже пытаться. Кто-то даже приведет пример, что он уже пробовал это сделать, но у него не вышло.

Единственное что я могу вам посоветовать — не сдаваться. Стисните зубы, не обращайте внимания на негатив и продолжайте идти дальше. Представьте, что вы набирающий скорость локомотив и ничто не в силах вас остановить на пути к своей цели. Поверьте, результат превзойдет все ваши ожидания! Удачи!

P.S.S. Кстати, я предпочитаю ставить новые цели вместе с подведением итогов предыдущего года. А после — делюсь своими результатами в их достижении онлайн. Это дополнительно мотивирует меня и я достигаю их даже раньше намеченного срока. Если интересно — читайте о них здесь.