5 веских причин перестать платить ребенку за оценки
Общаясь со знакомыми, приятелями, я заметил, что все больше и больше родителей решают мотивировать своих детей на учебу при помощи финансовых поощрений. И вроде эта система работает: ребенок начинает приносить из школы больше положительных отметок, вроде бы охотнее учится.
Но все ли на самом деле так радужно, если разобраться? Я нашел как минимум 5 причин против такой стимуляции.
Оглавление
Причина № 1. Неправильная мотивация для учебы
Нам, взрослым, совершенно ясно, что получение качественных знаний – часть будущего материального благополучия. У нас сформирована причинно-следственная связь: успешное окончание школы = престижный ВУЗ = высокооплачиваемая работа.
Но дети не воспринимают эти будущие перспективы, в их сознании они просто не существуют. Это особенность мышления ребенка. Для первоклашки поступление в ВУЗ также далеко, как для взрослого человека освоение Марса. Поэтому многие родители решают стимулировать интерес к учебе деньгами.
Ребенок должен понимать, что в первую очередь учеба необходима ему самому для развития, будущего благополучия. Но получается, что его мотивируют не на получение знаний, а на зарабатывание оценок. В погоне за хорошей отметкой он по-прежнему не понимает истинную ценность обучения.
Все сводится лишь к механической гонке поощрений. Не знания, а оплачиваемые оценки становятся для школьника главным смыслом обучения. «Пятерку» можно получить не вникая в школьный материал:
- выпросить хорошую оценку у преподавателя;
- списать у одноклассника;
- воспользоваться готовыми материалами из интернета;
- списать со шпаргалки.
Дети не стремятся к знаниям, не осознают обучение, как свою главную задачу на данном этапе жизни.
Причина №2. Рыночные отношения
Сделав выбор в пользу оплаты оценок, папа с мамой как будто бы выключаются из образовательного процесса. Они оставляют за собой роль поощрителя, а по сути — ходячего кошелька. Вместо нормальных семейных отношений, формируются рыночные. А разве это уместно с детьми?
Каждому ребенку очень важна поддержка и одобрение его родителей. Ему надо знать, что он может в любой момент придти, поделиться радостями и бедами.
Обсуждая школьный материал, объясняя непонятные темы, вы показываете своему ребенку вашу заинтересованность в его обучении, жизни. Это обязательно скажется на его собственном отношении к учебе и родителям.
Причина №3. Отсутствие самостоятельности
Может возникнуть и обратная ситуация: ребенок не захочет выполнять домашнюю работу без помощи родителей. Желая не допускать ошибок упражнений, школьник не будет заниматься самостоятельно. Ведь сам он ошибается, не получает пятерки, его не вознаграждают деньгами.
Крайне важно контролировать и принимать участие в учебе своего ребенка, но при этом помнить, что выполнять все он должен самостоятельно.
Прийти на помощь в сложной ситуации, объяснить непонятный материал, проверить уже выполненные задания, но ни в коем случае не делать домашнюю работу за ребенка.
Причина №4. Оплата других обязанностей
У каждого ребенка в семье есть свои обязанности: мытье посуды, уборка в своей комнате, вынос мусора, прогулка с собакой. Начав платить ему за хорошие оценки, родители невольно могут подтолкнуть его к мысли об оплате и этой домашней работы.
В этом случае взрослым придется либо соглашаться на этот бартер, либо улаживать возникающий конфликт интересов.
Если вы примите новые условия, то будьте готовы, что в дальнейшем мало шансов на то, что ребенок станет оказывать вам какую-либо помощь бескорыстно. Это не означает, что ребенка не нужно хвалить за выполненную работу. Но эта похвала должна быть эмоциональной, а не материальной.
Желание помочь родственникам, друзьям или даже незнакомым людям, должно быть искренним, без ожидания выгоды. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что помимо материальных ценностей, есть ценности духовные.
Причина №5. Растущие аппетиты
Цены постоянно растут. Коммунальные услуги, продукты, бензин, одним словом – все увеличивается в цене. Поэтому не стоит удивляться, если с течением времени ребенок начнет просить большие суммы.
В первом классе ему может быть достаточно одной шоколадки за хорошо написанную контрольную, но будет ли он довольствоваться этим же в средней школе? К выпускным же классам аппетиты и вовсе могут стать непомерными.
При этом стоит помнить, что в случае отказа от «повышения тарифов» вы можете получить полное разочарование ребенка в этой системе и абсолютную потерю интереса к учебе.
А если говорить в общем, то введение такой поощрительной системы совершенно не решит проблемы с плохими оценками. Вместо того чтобы вынуждать ребенка хитрить ради материальной выгоды, лучше разобраться в причине низкой успеваемости по тому или иному предмету.
Потому что причин для этого может быть достаточно много:
- плохая концентрация внимания из-за проблем со здоровьем;
- неналаженный контакт с преподавателем;
- проблемы с одноклассниками;
- пробелы в знаниях по предмету;
- эмоциональные потрясения из-за семейных обстоятельств (переезд, смена школы, развод родителей и т. д.).
Вот результаты опроса родителей:
Не стоит откупаться от первопричины, всегда необходимо вникать в суть проблемы, не оставляя своего ребенка с ней один на один.
Стоит вспомнить, что проводимый в США в 2007 году эксперимент провалился. Его суть состояла в том, что мэр Нью-Йорка одобрил программу «Family Rewards» по социальной поддержке неблагополучных семей.
По ее условиям школьники «проблемных» районов (таких, например, как «Гарлем») имели возможность получить от государства от 400$ до 500$ за успешную сдачу экзаменационного тестирования SAT.
Ученики четвертых классов получали по 25$ за отличные оценки по контрольным. Учащиеся седьмых классов – 50$ за каждый тест, сданный на отлично. Помимо этого, школьникам полагалась премия за годовые отметки:
- 10$ за каждую тройку;
- 20$ за каждую четверку;
- 30$ за каждую пятерку.
Этот эксперимент обошелся бюджету города в 53 млн $, включая другие необходимые социальные выплаты, такие как: оформление медицинских страховок, пособия неблагополучным семьям за участие в школьной работе.
В 2016 году мэрия подвела итоги этой программы, которые получились неутешительными. Дети, получающие оплату за хорошие оценки, не стали учиться лучше.
Не появилось и разницы в качестве учебы между этими школьниками и теми, кто учился бесплатно. Учащиеся выпускных классов не стали лучше сдавать вступительные экзамены. Эксперты признали эксперимент неудавшимся, не сумев разобраться, по каким причинам это произошло.
А как вы мотивируете своих детей на хорошую учебу? Пользуетесь ли денежными поощрениями? Родители школьников, поделитесь своим опытом в комментариях.