Маск может стать первым триллионером — Тесла пробивает очередной рекорд и за 1 день капитализация выросла на стоимость целого «Ford»
В начале года отговаривал друзей от инвестиций в Tesla. Сейчас жалею, что не купил хотя бы копеечный CFD на теслофьючес в какой-нибудь офшорке. Результаты третьего квартала превзошли ожидания и порвали рынок.
Илон Маск метит в триллионеры. Можно ли покупать акции Tesla или поезд уже ушёл? Разбираюсь.
Оглавление
Что показал отчет Теслы о недавней выручке, и какова сейчас стоимость акций
По итогам третьего квартала гигант электромобильного рынка превзошел все прогнозы. Ему все равно на нехватку микросхем и пандемийные проблемы с логистикой и пух, как на дрожжах. Любуйтесь сами:
Источник: tinyurl.com
Рост основных операционных показателей в сравнении с аналогичным периодом 2020:
- Общая выручка: +57%;
- Доля «зелёных» субсидий в выручке: -30%;
- Скорректированная EBITDA: +77%;
- Прибыль на акцию: +145%;
- Чистая прибыль акционеров (по GAAP) + 389%.
Из этого делаю вывод, что Tesla — нечто большее, чем просто набор колес для доставки пятых точек из пункта А в пункт Б. Сейчас это крупнейший игрок в сфере возобновляемых источников энергии.
Аппетиты компании распространяются на рынок аккумуляторов, солнечных панелей, альтернативной энергетики и многое другое. Илон Маск фонтанирует идеями, которые порой звучат как полная дичь. Но пипл хавает. И активно поддерживает компанию хрустящим рублём/долларом/юанем.
Может ли Маск стать первым триллионером — сколько у него сейчас денег
Наблюдая за тем, как рынок плодит всё новых миллиардеров, аналитики уже давно предсказывают скорое появление первого триллионера. Очевидно, что это будет кто-то из топовой десятки Forbes. Я тоже не верю в «тёмных лошадок» и считаю Илона Маска наиболее реальной кандидатурой.
Смотрим на состояние бизнесмена (по состоянию на 05.11.21):
Источник: forbes.com
Безос может начинать волноваться. Про Билла Гейтса или Марка Цукерберга я вообще не говорю. Этим парням с их «жалкими» 124 и 97 млрд вообще ловить нечего.
Не забывайте также, что половину из 23% доли акций Tesla, Маск заложил в банки как залог под кредиты. Forbes не учитывал их, когда подсчитывал состояние бизнесмена. Так бы у него было ещё на 36 млрд больше.
Хотя я не ставил бы на то, что Маск надолго задержится в клубе триллионеров. Слишком уж сильно зависит от хайпа и громких новостей. Например, так выглядел рейтинг ещё пару месяцев назад:
Источник: forbes.com
Одно может изменить эту ситуацию и сделать его капитал не таким волатильным — IPO SpaceX. Но с этим миллиардер пока не спешит. Хотя, например, аналитики Morgan Stanley тоже считают, что Маска сделает триллионером не Тесла, а космический стартап.
Что по поводу конкурентов — как у них идут дела
Сейчас Тесла делает больно всем конкурентам, но рыночные аналитики считают, что слишком рано делать выводы. Доминирование американской компании может оказаться временным. Желающих много, а рынок не резиновый.
Сейчас Tesla не успевает удовлетворить спрос. Это сделает кто-то другой. И не факт, что у компании Илона Маска получится отжать обратно утерянную долю.
Посмотрим, как обстоят дела у основных конкурентов:
Источник: tinyurl.com
Вот мой топ 5 самых опасных конкурентов Теслы:
- General Motors Co. (GM);
- Ford Motors Co. (F);
- Li Auto Inc. (LI);
- Nio Inc. (NIO);
- BYD Company (SHE: 002594).
Смотрим на них же, только чуть в более длинном отрезке:
Источник: tinyurl.com
Внезапно, но китайские конкуренты напирают очень бодро. Сейчас Теслы неплохо продаются в Китае, но местная индустрия всеми силами выдавливает конкурента. А учитывая пикантность политической ситуации между двумя странами, не удивлюсь, если Поднебесная включит админ ресурс, чтобы давить чужих и продвигать своих.
Обращаю отдельное внимание на компанию Byd. Считаю её акции самыми многообещающими. По итогам второго полугодия компания стала первой по темпам роста в отрасли, обойдя кроме Теслы таких гигантов, как Li Auto и Nio.
Источник: tinyurl.com
Последние как раз обороты сбавляют. Наверное, по этой же причине именно Byd предпочёл сам Уоррен Баффетт. Хотя он начал вкладывать в неё ещё с 2008 года. Но на то он и «Оракул», чтобы предсказывать будущее.
Berkshire Hathaway Уоррена Баффета в этом году заработала 2 миллиарда долларов на акциях BYD. И, наверное, заработает ещё больше. Китай хочет, чтобы 25% всех своих новых автомобилей, проданных к 2025 году, были электрическими.
Компания Илона Маска физически не потянет столько продаж. А вот местные очень даже. А у кого продажи, у того и реальный рост.
А не пузырь ли это — мое мнение
Кстати, насчёт реального роста и справедливой стоимости. Операционные показатели у Tesla неплохие, но отражают ли они справедливую стоимость компании?
Смотрим:
Источник: simplywall.st
Кое кто явно надел портки не по размеру. Хотя я уже не берусь прогнозировать дальнейшее движение акций — Тесла сейчас как биткоин. Растёт так же круто, и только богу известно, как долго это продлится.
Что у конкурентов:
Источник: simplywall.st
GM тоже в лёгком перекупе в районе 5%. Выводы делайте сами.
Не является ли Тесла пузырём? Дебаты на этот счёт ведутся на самом высоком уровне. Например, аналитики Morningstar считают, что всё-таки пузырь, который может лопнуть в любой момент и взорвать портфели инвесторов.
А другой гуру рынка — Кэти Вуд из ARK Investment считает, что к 2025 акции вырастут до 3000 килобаксов за штуку (против сегодняшних 1200).
Я вижу у Tesla такие конкурентные преимущества:
- преимущество первопроходца;
- уникальный концепт (автопилот и всё такое);
- собственные наработки в аккумуляторах (потенциально Теслы получат самый долгий запас хода);
- раскрученный и популярный бренд.
Статус Apple на рынке электромобилей сильно облегчит поиск инвестиций и привлечение покупателей, что хорошо скажется на продажах.
Вижу и много причин не покупать Теслу:
- автомобили по-прежнему слишком дорогие для массового потребителя;
- нехватка мощностей для производства самих авто и аккумуляторов для них;
- фактический проигрыш в коммерческом сегменте (фургоны, грузовики, спецтранспорт) машинам на газовой тяге;
- рост конкуренции между электромобилями;
- сильная зависимость бизнеса от личной харизмы генерального директора.
Если вы в теме, то, наверное, заметили, что в моем списке конкурентов нет ещё одного мощного игрока — Volkswagen AG. Поясняю: немецкий концерн обладает хорошим потенциалом, но выходит на рынки слишком медленно:
Источник: tinyurl.com
Подходит к бизнесу размеренно, с немецкой педантичностью. Пока львиную долю выручки получает с дизельных авто. Прибыль вкладывает в «зелёный переход».
Источник: simplywall.st
Операционные показатели хорошие. Не хайпует — акции торгуются ниже справедливой стоимости. Если интересуетесь авторынком с расчётом на долгосрок, рекомендую присмотреться.
Интересуетесь, или считаете, что есть рынки и поинтереснее? Пишите, какие акции положили бы в свой портфель прямо сейчас.