Минимум интеллектуальных затрат, максимум результата: что такое франшиза и какие есть подводные камни, чтобы вас не обманули
Как открыть бизнес и при этом не прогореть в первые же полгода? Как гарантированно получить с него доход, особенно если ты ничего не умеешь, не знаешь и не хочешь понимать? Открыть франшизу.
Минимум интеллектуальных затрат, максимум результата. Так что же такое франшиза? Это когда я беру имя известной компании, их дизайн, их обученных сотрудников, их рекламную стратегию и даже рецепты и поставщиков.
Например, «Макдональдс» — одна из успешнейших франшиз в мире.
Конечно, вкладываться в ресторанный бизнес сейчас смерти подобно. Но франшизу предлагают: Kari (обувь, аксессуары), INVITRO (лабораторные анализы и исследования), «Билайн» (без комментариев) и даже СДЭК (курьерская доставка)!
Оглавление
Что такое франшиза
Забавно, но этот коммерческий инструмент появился в середине XIX в. в США из-за бума на швейные машинки.
Франшиза — договорные отношения между франчайзером (перспективной компанией), который позволяет использовать свою бизнес-модель за плату, и франчайзи (я, вы или Вася Пупкин), желающими открыть аналогичное предприятие.
В целом все просто, но не всегда понятно, что именно подразумевается под бизнес-моделью. Я вижу ее так:
- Название, товарный знак, логотип и цветовое решение, шрифт, которые признаны фирменными. Они создают индивидуальность в глазах клиента, поэтому нельзя, грубо говоря, использовать вместо ярко-красного бордовый.
- Технологии на производстве и в сервисе. Простые примеры: нельзя обслуживать клиентов в белых рубашках, в пиццу добавлять больше сыра.
- Обучение топ-менеджмента и ключевых сотрудников. К слову, для открытия своей «Додо Пиццы» руководитель из любого региона должен скататься в Сыктывкар и пройти 22-дневный курс, ознакомившись со всеми бизнес-процессами.
Другие особенности зависят от конкретной компании-франчайзера. Я столкнулся с тем, что зарубежные юристы при оформлении договоров более дотошны. В целом все это, конечно, интересно, но в чем же подвох?
Нельзя самостоятельно определять организацию своей работы
Зачастую только для подачи документов на рассмотрение предприниматель должен соответствовать ряду требований.
Часто они касаются не только финансов, но и организационно-правовой формы, площади и расположения основного помещения, наличия складов, коммуникаций.
Меня особенно напрягает этот момент, потому что он сильно связывает руки — франчайзер может ограничить перечень поставщиков за счет завышенных требований качества.
И придется возить какое-нибудь оборудование, продукты через полстраны, а то и полмира, хотя аналог купить в соседнем городе. Естественно, вырастет себестоимость, а за ней и цена на конечный товар или услугу.
Еще в презентации франшизы красиво звучит: маркетинговая и финансовая поддержка. А по факту можно получить тотальный контроль и жесткие рамки, бесконечные согласования и головную боль из-за каждого потраченного рубля.
Пожалуй, это главные ограничения, но советую почитать еще и ГК РФ.
Плата за франшизу
Расходы на франшизу складываются из двух частей. Во-первых, паушального взноса — выплачивается один раз и гарантирует права франчайзи на «все готовое», т. е. бизнес-модель, о которой я говорил вначале.
Может составлять от нескольких сотен до миллионов рублей. Кстати, в наших законах вообще нет такого понятия, но оно подразумевается в отношении коммерческой концессии.
Во-вторых, роялти — периодические отчисления за право использования франшизы. Может рассчитываться как процент от прибыли либо идти конкретной суммой.
Мне кажется, наметилась тенденция, что действительно успешные компании не устанавливают роялти. Тут есть над чем задуматься.
Санкции за нарушения условий франшизы
Штрафы могут быть самыми разными, обычно компании-франчайзеры не стремятся открыто распространять информацию на эту тему. Она прописывается в договорах.
Мне рассказывали, что даже за минимальные нарушения можно серьезно поплатиться.
С одной стороны, это несправедливо, с другой — как сохранить репутацию бренда и контролировать предпринимателя, который думает, что озолотится на пустом месте?
Но вот неоднозначный пример: франчайзи усовершенствовал производство сока. Франчайзер, когда узнал об этом, обратился в суд (основание: изменение рецептуры) и добился расторжения договора.
Надеюсь, у меня получилось доказать, что концессия имеет и отрицательные стороны. Если вы уже с ними сталкивались, буду рад узнать ваше мнение.