В ФНС придумали новый налоговый режим для малого бизнеса: разбираюсь кому он пойдет и в чем подводные камни
Знакомые предприниматели постоянно ныли на безалаберную систему отчётности в налоговую. Говорят, даже у бухгалтеров со стажем майка заворачивается. А ещё хотят, чтобы меньше проверок.
И похоже дождались. ФНС решила осчастливить всех новым налоговым режимом. Разбираюсь, годнота или нет.
Оглавление
Зачем хотят ввести новый налоговый режим, что не нравится ФНС в текущем
По закону «Малое предприятие» сейчас — это контора на сотню сотрудников и годовой выручкой до 800 млн рублей. «Микропредприятие» — до 15 человек до 120 млн выручки. Это, мягко говоря, далеко от реалий — куча малого бизнеса в эти параметры не вписывается.
Поэтому и выкатили обнову. Предварительно запустив опрос для компаний и предпринимателей:
Источник: tinyurl.com
По итогам выяснили три вещи, которые больше всего ненавидят предприниматели:
- вести налоговый учёт всех сотрудников;
- нести ответственность за начисление страховых взносов;
- постоянно подавать проверочные декларации и отчеты.
С новым режимом ФНС обещает прихлопнуть сразу всех трёх зайцев. Учёт будет не нужен, за страховые взносы банк-посредник побеспокоится, а отчёты и проверки станут не нужны по причине решения предыдущих двух пунктов.
Для кого будет доступна новая система
Экономисты и предприниматели давно жалуются на высокую нагрузку со стороны налоговой. Налоговая до поры до времени усердно забивала на это, пока не приключилась Корона и бизнес начал либо отваливаться, либо «оптимизироваться» серыми методами. Поэтому пришлось придумывать.
Вот вкратце по основным моментам:
Источник: kommersant.ru
Воспользоваться новой системой смогут ИП и ЮЛ, у которых не более 5 наёмных рабочих, а доход не превышает 60 млн. руб.
Щедроты нового вида УСН распространяются на всех представителей малого бизнеса кроме нескольких отдельных категорий:
- НКО;
- унитарные предприятия;
- оценщики и арбитражные управляющие (частная практика);
- кредиторы и МФО-шки;
- лица, работающие с ценными бумагами.
Ограничений немного, круг претендентов очерчен вполне ясно. Целесообразность перехода на новый режим зависит от оборотов.
Например, ИП, которые обходятся без наёмных работников, от нововведений ловить нечего — им проще самозанятость оформить. А вот бизнесменам или конторам с небольшими оборотами и парой-тройкой сотрудников — самое то.
Когда планируют ввести новую систему
Пока авторы только утверждаются с курсом и определяются с опциями. Как определятся — передадут документ на голосование в Госдуму. Считаю, есть высокая вероятность, что проголосуют быстро.
Источник: rbc.ru
У правительства наполеоновские планы на развитие малого и среднего бизнеса. Думаю, налоговые подвижки — один из этапов их реализации. По датам ещё ничего неясно, но проект уже собираются обкатать в деле. С июля 2022 года в нём могут поучаствовать добровольцы из Татарстана, а также Московской и Калужской области. Все остальные — с 2024 года.
Хотя с другой стороны, свою оценку проекту ещё не дали в Минфине и Минэкономразвития. Чтение закона в Госдуме со всесторонним обсуждением с заинтересованными участниками тоже может затянуться. В любом случае, увольнять бухгалтера пока рано.
В чем плюсы и минусы новой системы
На графике выше видно, что не Газпромом единым наполняется бюджет. Малые и средние предприятия и частники тоже дают прилично. Могли бы и ещё больше (по задумке правительства), но одно мешает: последние 5 лет таких субъектов становится всё меньше.
Из статистики выпадают по разным причинам. Кое-кто закрывается, но большинство уходит в тень.
Источник: 1economic.ru
Чтобы переломить тенденцию, новый налоговый режим должен насыпать прилично бонусов. Или хотя бы их должно быть больше, чем явных минусов. Какие плюсы вижу я:
- не нужно вести налоговый учет — сэкономленные деньги можно вложить в бизнес;
- не будет отчетности по страховым взносам и НДФЛ;
- не будет налоговых проверок (все транзакции и отчётность пойдут через банк).
Плюс рост банковской сферы за счёт увеличения объёмов транзакций (есть надежда, что банкиры раскошелятся на всякие бонусы и кэшбеки)
И минусы:
- не поддерживает региональные программы поддержки предпринимательства;
- нельзя открывать дочерние компании и филиалы;
- платить налоги нужно каждый месяц (меньше свободных денег для оборота).
И самый жирны минус, на мой взгляд — транзакции, которые идут мимо банковской кассы, всё равно нуждаются в учёте. Это относится, например, к больничным и отпускным выплатам.
Есть и другие нюансы. Так что бухгалтера, скорее всего, придётся оставить — если директор, конечно, сам не будет всем этим заниматься. Так что экономия уже не такая красивая, как нам рисуют.
Пока общее мнение такое: если действительно всё будет так, как написано, то пускай работает. Принудиловки нет — не нравится, не пользуйся. А больше прозрачности для ИПшек и меньше возни с проверками и подачей документов — это реально круто.
Или ФНС не нужно вылезать за рамки сбора налогов? Напишите ваше мнение о новом «подарке» для предпринимателей.