Нефть дешевеет, а бензин в России все равно продолжает расти — рассказываю почему так происходит и кто виноват

Заехал тут на заправку и натурально за голову схватился. Нефть дорожает — бензин не отстает. Нефть дешевеет — бензин продолжает бодро карабкаться вверх.

По итогам этого года выяснилось, что цена горючего на АЗС росла даже быстрее, чем официальная инфляция. Если инфляция, по данным Росстата, к сентябрю 2020 выросла на 3,2 %, то бензин и дизтопливо — на 3,5 %.

Я делаю очевидный вывод — горючка у нас может только дорожать. Хотите знать, почему я так уверен в этом? Постараюсь доступно разложить все по полочкам.

Какова сейчас цена на бензин за литр, из чего она складывается, какова себестоимость бензина

Актуальная ситуация по ценам такая.

Источник: https://www.benzin-price.ru/

Бензин — это нефтепродукт. Его не качают из недр чистоганом, а перегоняют из сырой нефти. Как и в случае с любым другим товаром, по пути от нефтяной скважины до колонки на АЗС его реальная себестоимость обрастает кучей издержек.

Вот основные:

  • себестоимость нефтедобычи;
  • хранение и переработка сырья;
  • транспортировка;
  • перевалка;
  • затраты на обслуживание АЗС;
  • прибыль для оптовых поставщиков;
  • прибыль для розничных продавцов.

По итогам 2019 года себестоимость эталонной марки АИ-92 составляла 16,4 рубля за литр. Как 16 превращаются в 40 с гаком?

Кто виноват — налоговая нагрузка или жадные нефтяные компании, которые хотят зарабатывать больше? Истина, как всегда, где-то посередине.

Какие сейчас налоги на бензин и какова его реальная цена без учета налогов

Чтобы ничего не придумывать и не сочинять, процитирую Федеральную антимонопольную службу: «Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65 %».

Так было не всегда. Еще к началу 2019 года все налоговые издержки составляли не больше 30 % от цены. Но март для отечественной нефтянки оказался трудным во всех смыслах.

Во-первых, коронакризис существенно уменьшил спрос, сократив экспортные поступления. А во-вторых, начались нефтяные конфликты с саудитами и США, в результате которых цены за баррель рекордно обвалились.

Бюджету нужно наполняться, а потому извольте раскошелиться.

Текущая структура.

Источник: vc.ru

Теперь — подробнее о структуре самих налогов.

Источник: vc.ru

Если рассматривать всю цепочку от нефтедобычи до конечной реализации, цена топлива обрастает следующими налогами:

  • НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых;
  • НДД — налог на дополнительный доход;
  • акцизы;
  • демпфер;
  • налог на добавленную стоимость.

Какая же цена без налога? Об этом тоже узнаем у Росстата.

Источник: vc.ru

Так что получается — правительство забирает весь профит себе, а нефтяники и потребители страдают? Не совсем так. Правительство поддерживает нефтяников: может снижать акцизы либо урезать экспортную пошлину.

Так что отдуваться придется конечному потребителю, то есть нам с вами.

Причины постоянного роста цены

Есть три ключевые причины, из-за которых бензин у нас все время будет дорожать.

Цена на нефть исторически растет. Это неизбежно: доступные месторождения качественной и легкой для переработки нефти истощаются. Добывать становится дороже; черное золото тоже поднимается в цене, а вместе с ним и все продукты его переработки.

Цена привязана к валюте. Россия — страна-экспортер. Продает всем и обеспечивает себя. Для расчета цены нефтепродуктов пользуются принципом Netback, то есть точка отсчета — чистая цена реализации, привязанная к валюте.

Когда падает цена нефти — ослабляется рубль. Ослабляется рубль — дорожает валюта. Дорожает валюта — дорожает и бензин.

Третья причина — структура самого российского нефтяного бизнеса. В западной модели он исторически сложился так, что госучастие минимальное — львиная доля разрабатывалась корпорациями.

У нас независимый рынок начался всего лишь 30 лет назад. Нефтяные компании — одни из основных доноров бюджета, поэтому и обдирают их по полной. Ну и нас вместе с ними — чтобы все стекалось в одну кубышку.

Почему государство ничего не предпринимает для реального сдерживания цен

Пока у государства есть один механизм сглаживать ценовые скачки и делать подорожание относительно плавным — снижение акцизов для нефтяных компаний.

На этот шаг правительство пошло еще в 2018 году, чтобы остановить бурный рост цен на бензин и дизтопливо для конечных потребителей.

Возможны и компенсации в виде урезания экспортной пошлины, о котором я говорил выше. Но на этом пока все. По крайней мере, так говорят в самом правительстве.

Госрегулирования цен на бензин не будет — так прямо и заявили. Вице-премьер Дмитрий Козак сказал, что государственное регулирование цен на бензин в текущих реалиях просто невозможно организовать.

Любая попытка приведет к коллапсу. «Очереди за бензином и так далее... Мы уже это проходили», — заявил чиновник.

За 30 лет сложился свободный рынок, на котором невозможно ввести государственное регулирование. Поэтому правительство будет вмешиваться только для того, чтобы удержать цены на горючее в пределах инфляции.

Расскажите — как вы бы разрулили эту проблему?

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Подпишитесь на обновления
Добавить комментарий

Теперь и в Telegram!

А самое интересное тут

У меня есть подарок для вас — инвестиционная брошюра!
Забрать подарок
judi bola online akun pro thailand
Adblock
detector