Нефть дешевеет, а бензин в России все равно продолжает расти — рассказываю почему так происходит и кто виноват
Заехал тут на заправку и натурально за голову схватился. Нефть дорожает — бензин не отстает. Нефть дешевеет — бензин продолжает бодро карабкаться вверх.
По итогам этого года выяснилось, что цена горючего на АЗС росла даже быстрее, чем официальная инфляция. Если инфляция, по данным Росстата, к сентябрю 2020 выросла на 3,2 %, то бензин и дизтопливо — на 3,5 %.
Я делаю очевидный вывод — горючка у нас может только дорожать. Хотите знать, почему я так уверен в этом? Постараюсь доступно разложить все по полочкам.
Оглавление
Какова сейчас цена на бензин за литр, из чего она складывается, какова себестоимость бензина
Актуальная ситуация по ценам такая.
Бензин — это нефтепродукт. Его не качают из недр чистоганом, а перегоняют из сырой нефти. Как и в случае с любым другим товаром, по пути от нефтяной скважины до колонки на АЗС его реальная себестоимость обрастает кучей издержек.
Вот основные:
- себестоимость нефтедобычи;
- хранение и переработка сырья;
- транспортировка;
- перевалка;
- затраты на обслуживание АЗС;
- прибыль для оптовых поставщиков;
- прибыль для розничных продавцов.
По итогам 2019 года себестоимость эталонной марки АИ-92 составляла 16,4 рубля за литр. Как 16 превращаются в 40 с гаком?
Кто виноват — налоговая нагрузка или жадные нефтяные компании, которые хотят зарабатывать больше? Истина, как всегда, где-то посередине.
Какие сейчас налоги на бензин и какова его реальная цена без учета налогов
Чтобы ничего не придумывать и не сочинять, процитирую Федеральную антимонопольную службу: «Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65 %».
Так было не всегда. Еще к началу 2019 года все налоговые издержки составляли не больше 30 % от цены. Но март для отечественной нефтянки оказался трудным во всех смыслах.
Во-первых, коронакризис существенно уменьшил спрос, сократив экспортные поступления. А во-вторых, начались нефтяные конфликты с саудитами и США, в результате которых цены за баррель рекордно обвалились.
Бюджету нужно наполняться, а потому извольте раскошелиться.
Текущая структура.
Теперь — подробнее о структуре самих налогов.
Если рассматривать всю цепочку от нефтедобычи до конечной реализации, цена топлива обрастает следующими налогами:
- НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых;
- НДД — налог на дополнительный доход;
- акцизы;
- демпфер;
- налог на добавленную стоимость.
Какая же цена без налога? Об этом тоже узнаем у Росстата.
Так что получается — правительство забирает весь профит себе, а нефтяники и потребители страдают? Не совсем так. Правительство поддерживает нефтяников: может снижать акцизы либо урезать экспортную пошлину.
Так что отдуваться придется конечному потребителю, то есть нам с вами.
Причины постоянного роста цены
Есть три ключевые причины, из-за которых бензин у нас все время будет дорожать.
Цена на нефть исторически растет. Это неизбежно: доступные месторождения качественной и легкой для переработки нефти истощаются. Добывать становится дороже; черное золото тоже поднимается в цене, а вместе с ним и все продукты его переработки.
Цена привязана к валюте. Россия — страна-экспортер. Продает всем и обеспечивает себя. Для расчета цены нефтепродуктов пользуются принципом Netback, то есть точка отсчета — чистая цена реализации, привязанная к валюте.
Когда падает цена нефти — ослабляется рубль. Ослабляется рубль — дорожает валюта. Дорожает валюта — дорожает и бензин.
Третья причина — структура самого российского нефтяного бизнеса. В западной модели он исторически сложился так, что госучастие минимальное — львиная доля разрабатывалась корпорациями.
У нас независимый рынок начался всего лишь 30 лет назад. Нефтяные компании — одни из основных доноров бюджета, поэтому и обдирают их по полной. Ну и нас вместе с ними — чтобы все стекалось в одну кубышку.
Почему государство ничего не предпринимает для реального сдерживания цен
Пока у государства есть один механизм сглаживать ценовые скачки и делать подорожание относительно плавным — снижение акцизов для нефтяных компаний.
На этот шаг правительство пошло еще в 2018 году, чтобы остановить бурный рост цен на бензин и дизтопливо для конечных потребителей.
Возможны и компенсации в виде урезания экспортной пошлины, о котором я говорил выше. Но на этом пока все. По крайней мере, так говорят в самом правительстве.
Госрегулирования цен на бензин не будет — так прямо и заявили. Вице-премьер Дмитрий Козак сказал, что государственное регулирование цен на бензин в текущих реалиях просто невозможно организовать.
Любая попытка приведет к коллапсу. «Очереди за бензином и так далее... Мы уже это проходили», — заявил чиновник.
За 30 лет сложился свободный рынок, на котором невозможно ввести государственное регулирование. Поэтому правительство будет вмешиваться только для того, чтобы удержать цены на горючее в пределах инфляции.
Расскажите — как вы бы разрулили эту проблему?