Разбираюсь, какую информацию банк может по закону требовать от клиента и можно ли ему в этом отказать, если не хочешь делиться

Давно пробовали взять крупный кредит в банке? Я тут попробовал и знаете, что скажу? Никогда еще ко мне так не придирались. Банк требует гору документов, причем как в электронном, так и в бумажном виде.

Плюс еще периодически их надо подтверждать. А теперь если любой крупный перевод или снятие — звонят и требуют рассказать, что, откуда и уплачены ли налоги и на какие цели будет потрачено?

А что изменилось-то? К чему все эти придирки? А я вам скажу — появились поправки ЦБ от 15.10.15 к Федеральному закону № 115-ФЗ от 07.08.2001. Теперь поделюсь с вами всем, что я выяснил по этому поводу.

Что банк может требовать по закону от физических лиц

Для проверки информации кредитная организация может либо запросить сканы документов, либо потребовать показать их лично в отделении.

Перечень документов, который нужно представить, по умолчанию и так немаленький, а частенько требуют и гору дополнительных бумажек. От физлиц банкам чаще всего нужны:

  • ИНН;
  • удостоверение личности или данные миграционной карты для иностранцев;
  • адрес регистрации и фактического места жительства;
  • оригиналы или нотариально заверенные копии поданных ранее документов;
  • оригиналы или нотариально заверенные копии документов, на счет которых у банка возникли подозрения;
  • справку с места работы;
  • свежую налоговую декларацию.

Запросить могут фактически любой документ, кроме того, банки устанавливают разные сроки, в которые его нужно предоставить. Условия зависят от конкретной организации.

Если клиент не спешит сотрудничать, волокиты не будет — закон разрешает заблокировать карту, отказать в проведении операций, ограничить доступ в личный онлайн-кабинет и сделать кучу других пакостей.

Что банк имеет право запрашивать у юридических лиц

Федеральный закон разрешает банку истребовать любые сведения об организации, ее финансовом положении и деловой репутации.

Источник: pravo.ru

Можно даже собирать характеристики друг на друга от разных организаций, связанных деловыми отношениями. Чаще всего у российских юрлиц запрашивают:

  • документ о регистрации фирмы, ее названии и правовой форме;
  • устав организации;
  • юридический адрес;
  • выписку из ЕГРН (или договор аренды помещения, где расположена организация);
  • доказательства фактического нахождения организации по указанному адресу (например, оплаченные счета за коммуналку);
  • ОГРН;
  • ИНН;
  • свежую выписку из ЕГРЮЛ;
  • оригинал или копию паспорта директора фирмы/компании;
  • договор с физическим или юридическим лицом, ведущим бухучет;
  • платежные документы об уплате НДФЛ со счетов в других банках.

Ну и кучу всего еще по желанию проверяющего. Банки оправдываются, что такое любопытство — не их личная прихоть.

После выхода Положения Банка России № 499-П в 2015 году регулятор стал гораздо пристальнее следить за исполнением Федерального закона № 115 и получил полномочия наказывать сами банки, если те недостаточно прилежны.

Что же это — он может спросить все, что посчитает нужным

Увы, так и есть — в плане выбора документов для затребования ограничений практически нет.

Причем, по правилам Федерального закона № 115 и Положения Банка России № 499-П, анализ и обязаловка распространяется на любую категорию клиентов (от физлиц до индивидуальных предпринимателей и юридических лиц любой формы собственности).

Строже всех новые правила выполняют банки с высокой долей госучастия, например, такие, как Сбер.

Официально регулятор пока никого ни к чему не принуждает — просто намекает, что в рамках проверки может поинтересоваться, как кредитные организации выполняют требования федерального законодательства.

Если кто-то не вписался в новые алгоритмы работы, он может лишиться лицензии. И не просто может — у 34 банков ЦБ уже отзывал лицензию, но быстро простил провинившихся.

Источник: pravo.ru

Такая показательная порка сработала отменно. Чтобы не навлечь на себя гнев высокого начальства, банки перестраховываются как могут и требуют нести целый ворох документов, особенно от юрлиц.

А в связи с тем, что сроки сжатые и многие не успевают, счета клиентов и договора на обслуживание массово расторгаются.

Причем закон исполняется так рьяно, что даже Минфин попросил немного сбавить обороты и блокировать клиентов только при наличии конкретных фактических данных о том, что конкретные транзакции незаконны.

Как и где мы можем отказать банку в предоставлении документов

Если вкратце, то нигде и никак. До нововведений была лазейка, позволяющая избежать досмотра с пристрастием по пункту «неисполнимости требований о предоставлении документов».

Клиент просто игнорил требование 115-ФЗ, закрывая счет и переводя деньги в другой банк.

Но теперь такие финты автоматом засчитываются как подтверждение незаконности совершаемых операций, поэтому при открытии нового счета хитрец сталкивается со старыми проблемами.

ЦБ намеренно оставил список документов для истребования открытым, чтобы всякие хитрецы не придумывали рабочих обходных путей.

Теперь регулятор поступает хитрее — сказал банкам, что за все нарушения клиентов в первую очередь будет давать по шапке им самим, и дал право выяснять всю подноготную клиента.

Властям, конечно, неплохо, но нам как клиентам очень муторно, да и банками лишняя работа. Единственное, чего банк не вправе — это навязывать дополнительные услуги и соглашения, прикрываясь внутренними уставами.

Федеральный закон «О защите прав потребителей» это пресекает и стоит выше любых локальных поправок.

А вы на чьей стороне? За поправки и пристальный контроль ради борьбы с махинациями или считаете, что заставлять отчитываться за каждую тысячу — это перебор?

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Подпишитесь на обновления
Добавить комментарий

Теперь и в Telegram!

А самое интересное тут

У меня есть подарок для вас — инвестиционная брошюра!
Забрать подарок
Adblock
detector