Как перестать бездумно сливать деньги?
Философия общества потребления построена на огромных тратах, которые стали частью системы ценностей. Мы оставляем круглые суммы в продуктовых магазинах, покупаем новые вещи, телефоны, обувь отнюдь не для выживания, а для комфорта и шика.
Я понял, что есть причины, почему так происходит. Нас приучают расходовать, но не учат считать деньги. Выращивают идеальное общество потребителей, которые не задумываются над своими затратами, их целесообразностью.
Оглавление
Нас действительно приучили тратить
Бурный экономический рост, развитие капитализма спровоцировали подъем доходов, соответственно, люди начали больше и чаще покупать товары, потреблять услуги. Возьмем срез покупательской способности за последние 20 лет жизни россиян в процентном соотношении:
Рост расходов более, чем заметен. Бизнес в современном мире построен вокруг покупателя, разного рода маркетинговые уловки созданы для того, чтобы в магазине мы оставили как можно больше денег. Как это делают торговые центры?
Основные способы увеличения среднего чека и количества покупок:
- карты лояльности (скидочные карты дают иллюзорное ощущение выгодной покупки);
- реклама по телевизору, в интернете, социальных сетях (мир роскоши зазывает с голубых экранов, устоять практически невозможно);
- внутреннее устройство торговых центров (самые нужные товары расположены в конце зала, чтобы найти их, нужно пересечь все остальные отделы, а по пути вам обязательно захочется купить что-нибудь);
- легкость предоставления кредитов (в крупных магазинах любой товар или услугу можно купить в рассрочку (воспользоваться кредитом), микрозаймы предоставляются на каждом углу, только знай себе, покупай).
Прибавьте к этому ценники по типу 9.99коп., продуманную подсветку товаров и помещения магазина. Специально подобранную музыку для идеальных покупок, менеджера, поющего вам дифирамбы. И вот вы уже на крючке у продавца.
Кому выгодны наши траты
Наши покупки нужны предпринимателям, малому и среднему бизнесу, а в глобальном смысле – государству. Владельцы сетевых магазинов, фабрик потратили не малый бюджет на создание, развитие своего бизнеса. Покупатели для них как воздух, основной элемент жизни и собственного процветания.
Общество бездумного потребления
Установка покупать без меры и необходимости формирует систему ценностей: важна не личность человека, а его финансовые возможности. Показатели успешности не ум, интеллект, уровень личного развития, а новая модель айфона, крутой автомобиль, квартира в центре мегаполиса.
Философия общества потребления ставит на второй план задачи по моральной, духовной поддержке друзей и родственников, воспитанию детей, осознанию смысла жизни и внутри личностной гармонии. Материальные вещи попросту заменяют внутреннее «я» человека.
Что делать, чтобы не тратить бездумно
Отказаться от привычных, пусть и не жизненно важных трат, довольно непросто на первом этапе. Для начала нужно включить голову во время походов по магазинам, структурировать расходы. Советы по оптимизации затрат:
- Напишите список необходимых покупок. Перечитайте его, при необходимости безжалостно вычеркните лишние пункты. Отправляйтесь в супермаркет со списком и неукоснительно ему следуйте.
- Если нет нужды хождения по торговым центрам, то откажитесь от похода в магазин в пользу прогулки в парке, в лесу.
- Разнообразить досуг не покупками, а живым общением. Навестите родственников, друзей вместо торгового центра.
- Возьмите тайм-аут в принятии решений. Может нет смысла переплачивать за новую модель телефона в день ее выхода, а лучше подождать полгода.
Через пару тройку месяцев проявится эффект отказа от ненужных вещей. Вы начнете осознавать, насколько жизнь полноценна и прекрасна без лишней мишуры.
Экономика покупательной способности
С одной стороны, без потребления товаров и услуг обществом, у государства нет возможностей развития. Чем больше люди тратят, тем выгоднее экономике страны.
С другой, чрезмерное потребление нивелируют базовые нравственные устои. Важен баланс, но в настоящее время явный перекос в сторону беспощадного, бездумного потребления.
Я не призываю отказаться от покупок совсем, сидеть на воде и рисе, считаю, что деньги надо тратить с умом. Покупать нужное, полезное для себя, а не с целью произвести впечатление на друзей, коллег. А вы со мной согласны? Напишите ваше мнение в комментариях.