Любимые уловки страховщиков, лишь бы не платить возмещение
Хорошо развитый рынок страховых услуг — показатель цивилизованности экономики и общества в целом. Думаю, что с этим утверждением никто не будет спорить. Тогда почему страховые компании приобрели (особенно на родных просторах) репутацию бессовестных мошенников?
Оглавление
Что это за бизнес?
Идеальная схема работы страховщика выглядит так: происходят некие неприятные события, которые наносят значительный ущерб здоровью или собственности застрахованного.
Предусмотрительный гражданин заранее побеспокоился об этом, заключил договор со страховой компанией. После обращения к страховщику он получает компенсацию ущерба.
В действительности работает другой сценарий. После того или иного случая, предусмотренного договором страхования, страховщик всеми правдами и неправдами уклоняется от выплат. Чтобы получить причитающееся по закону, страхователю придется приложить недюжинные усилия.
Прийти в офис, предъявить договор страхования и документы, подтверждающие ущерб? Вы думаете, что это все? Нет, к сожалению, это только начало. Для страховщика идеальный вариант — застраховать вас от такого события, которое никогда не случится.
К сожалению, процент платежеспособных граждан, которые захотят получить страховку в случае инопланетного вторжения или от последствий метеоритного дождя, крайне мал. (А то бы наши страховые компании развернулись...)
Мошенники от страхования запутывают и усложняют процесс получения страхового возмещения по самым прозрачным случаям. Кажется, что добиться выплат в случае заурядного ДТП или несчастного случая так же сложно, как и доказать урон, нанесенный сверхъестественными силами.
Оценка ущерба, подлежащего оплате
Самая распространенная схема — занизить сумму возмещения по страховому случаю.
Простой пример. Вы застраховали имущество от пожара или соседского потопа. Происходит то, чего вы боялись: мебель и дорогой ремонт безнадежно испорчены.
Приходят оценщики от страховщика и объясняют, что бытовая техника, мебель, отделка жилища стоит не условные 100 тысяч рублей, а всего 20. Реальная ситуация: сгоревший со всем имуществом добротный кирпичный дом площадью более 100 квадратных метров оценили в 2 миллиона рублей (2018 год).
Вы не согласны с оценкой ущерба? Милости просим обращаться к независимым экспертам. Правда, услуги их недешевы, да и возмещения издержек по экспертизе от страховой можно добиться только в суде.
Похожая ситуация складывается при заключении других видов договоров. Например, вы собираетесь установить охранную сигнализацию в доме или квартире. Обязательный пункт в договоре — оценка стоимости имущества.
Вам непременно предложат оценить свою собственность как можно дешевле, еще и объяснят, что так придется меньше платить. В случае кражи вы получите смешную сумму: условные 10-30 тысяч рублей возмещения.
Их вам заботливо порекомендовали указать сотрудники охранной фирмы, “чтобы меньше платить в месяц”.
Затягивать выплату
После оценки ущерба, которая может растянуться на месяцы, можно (как будто бы) надеяться на страховое возмещение. К этому времени клиент согласен получить хоть что-то, но в осязаемых денежных знаках. Довольствоваться обещаниями и перечитывать договор просто надоело.
Ушлые страховщики не спешат расстаться с деньгами. Всеми силами они затягивают передачу суммы выплат пострадавшим. В ход идут переносы сроков, отказы, требования предоставить дополнительные документы и обновить просроченные справки.
Юридический отдел компании тоже не сидит без дела. Для среднестатистического гражданина поход в суд — нервотрепка, необходимость переносить дела.
Для адвоката и юристов компании судебное разбирательство — рутина, повседневные обязанности. У них одновременно несколько исков, еще один их не обременит. Их цель не выиграть в суде, а затянуть время. Поэтому так часто страховщики оспаривают в суде очевидные случаи выплаты возмещения.
Юридические уловки
Вы — неискушенный страхователь и впервые столкнулись с необходимостью застраховать автомашину или квартиру. Вряд ли вы будете консультироваться со специалистом по такому пустяковому поводу. Вы просто подпишите бумаги, не особо вникая в юридические тонкости.
Зато после несчастного случая обнаружится, что, например, ваш полис ОСАГО не внесен страховщиком в общую базу, поэтому и прав на возмещение у вас немного.
В отличие от рядового гражданина страховая компания отлично знает законы и пользуется этим на практике. Отсюда — затягивание дела до завершения сроков исковой давности. Отсюда — претензии к некорректно оформленным документам и нарушенным юридическим процедурам.
Что делать?
Российский рынок страховых услуг переполнен компаниями, которые ведут дело, мягко говоря, не совсем честно. Больше всего нареканий получают автостраховщики и компании, страхующие кредитные риски.
Вместе с тем эти два направления — самые массовые. Другими словами, со страхованием ипотеки, крупного кредита или автострахованием сталкиваются почти все.
Поэтому перед заключением договора выполните несложные правила.
- Почитайте, что пишут о страховщике клиенты. Вам в помощь тематические форумы и отзывы на независимых площадках.
- Сравните типовые договоры, которые предлагают разные компании. Делайте выбор в пользу средних по рынку условий от фирмы-долгожителя.
- Проследите за правильным юридическим оформлением пакета страховых документов.
- Через 1-2 месяца проверьте по базам страховой полис. Особенно это актуально для ОСАГО и КАСКО.
Даже такие несложные действия уберегут вас от вопиющих случаев мошенничества со стороны страховых компаний. Делитесь своими историями о получении страховых выплат?