Как правильно писать бизнес-план: топ 5 ошибок новичков

Автор: / Дата: в 09:27 / Рубрика: Бизнес

Дневник инвестора: «Думай и богатей»

Приветствую, мои уважаемые подписчики. Сегодня продолжаем тему бизнес-планирования, и говорим о том, как правильно писать бизнес-план, какие основные ошибки совершают новички при его составлении и как их избежать.

В прошлый раз мы уже говорили о том, какой должна быть структура бизнес-плана, а сегодня я хочу рассказать о том, что может отпугнуть потенциального инвестора от вашего проекта:

Слишком большой объем и перенасыщенность информацией

Помните, что бизнес-план должен умещаться на 30-40 страницах. Многие инвесторы предпочитают, чтобы он вообще был оформлен в виде презентации на 15 слайдах. Если вы готовите проект для банка, попросите чтобы вам прислали типовую структуру и требования к объему и оформлению.

Часто бывает, что бизнес-планы переполнены информацией, не имеющей к проекту никакого отношения. Как-то в инвестфонд, с которым я работал, был подан документ, где 40% места было отведено маркетинговому исследованию (при чём не совсем того продукта, который планировалось продавать), 30% занимал, внимание, глоссарий и описание химических процессов (ну да, тема специфичная – производство непрерывного базальтового волокна), и только треть — рассказ собственно о бизнесе.

Startup

И даже если вы не совсем представляете, сколько места должен занимать каждый раздел, не пользуйтесь готовым образцом. Ваш бизнес-план должен быть таким же уникальным, как и сам проект.

Отсутствие чётких целей и их несоответствие плану мероприятий

Я уже писал о целях бизнес-планирования, и напомню еще раз – нужно не просто их иметь в голове, а чётко формулировать на бумаге и намечать реальные пути достижения.

Например, если в бизнес-плане производственного стартапа заявлен определённый объем продаж продукта, то согласно этому же бизнес-плану, этап разработки и исследований должен быть предусмотрен в проекте прежде, чем продукт будет запущен в производство, а в команде должны иметься маркетологи и специалисты по продажам. Таким образом, станет возможным достижение заданных показателей.

Слишком оптимистичные прогнозы

Если ваш проект это не финансовая пирамида – приводить фантастические цифры в сотни процентов доходности это нелепо. Помню, на одном из инвестиционных конкурсов, представители одного из проектов заявили ставку рентабельности инвестиций, то ли в 400, то ли в 500%. Видимо они просто хотели с ходу произвести впечатление на потенциальных инвесторов, однако вызвали ровно противоположную реакцию.

start

Поэтому советую показывать реальные физические показатели, на которые вы в силах повлиять, тогда будет понятно, откуда берутся цифры потенциальной доходности.

Например, если речь идёт о производстве, то его объём явно не может быть больше, чем способно выпустить предприятие на своих мощностях. А чтобы загрузить оборудование на 100% нужно работать 24 часа в сутки и при этом иметь на руках заказы (контракты) на покупку вашей продукции. Лучше изначально закладывать пессимистический сценарий и низкие показатели, которые инвестор сам в состоянии скорректировать в сторону оптимистического развития событий.

И еще одно. Не нужно давать точные финансовые прогнозы, так как на самом деле никто не может предсказать, какой будет компания, не то что через 5 лет, но даже спустя 2 года. Для инвестора гораздо важнее какие предположения вы закладываете, прогнозируя прибыль и затраты в своей бизнес-модели. Например, если вы планируете открыть гостиницу, укажите, на какую загрузку вы рассчитываете. Скорее всего, вначале она не будет высокой, а со временем достигнет среднеотраслевых показателей для вашего региона и класса.

Отсутствие информации об угрозах, рисках и недостатках проекта

Можете даже не сомневаться – опытный инвестор всегда найдёт изъяны в вашем проекте, поэтому лучше самому обозначить его слабые стороны, тем самым показав, что вы понимаете проблемы и знаете, какие предпринять меры, чтобы их решить. К примеру, в вашей отрасли сильная конкуренция. Расскажите об этом и о том, чем ваш продукт лучше аналогов, как вы будете его позиционировать и продвигать, чтобы занять свою долю рынка.

sad

Слишком низкая или необоснованная ставка дисконтирования

Это один из принципиальных моментов при оценке инвестором эффективности инвестиционного проекта и целесообразности вложений. Ставка дисконтирования — это процентная ставка, используемая для приведения будущих потоков доходов от проекта к их текущей стоимости (NPV). Будучи переменной величиной, она зависит от ряда факторов, влияющих на будущие потоки, которые определяются индивидуально для каждого инвестиционного проекта.

Например, для открытия кафе быстрого питания в Нью-Йорке ставкой дисконта может выступать либо требуемая инвестором доходность (зависит от доходности альтернативных проектов), либо кумулятивная ставка, которая состоит из безрисковой ставки (доходность долгосрочных гособлигаций США) и премии за риск для подобных проектов (например, на базе рыночной доходности по акциям McDonald’s).

calculator

Могут применяться дополнительные премии – за риск низкой ликвидности, за финансовый и операционный риски, за риск кредиторов и собственников. Вся методика должна быть подробно описана в документе, чего практически никогда не встретишь в отечественных бизнес-планах.

Что же, если у вас все-таки остались вопросы – обращайтесь через форму обратной связи на блоге. Я с радостью помогу разработать грамотный бизнес-план для вашего бизнеса, составить финансовую модель или инвестиционное предложение. Помните, никто не знает ваш бизнес лучше вас, поэтому даже если вы заказываете бизнес-план, говорите о том, что хотите в нём видеть и каково ваше виденье бизнеса сейчас и в будущем. Удачной охоты за инвестициями!