С миру по нитке: что это такое краудфандинг и как он работает?
Приветствую! Все чаще в Сети на глаза попадается мудреное слово «краудфандинг». А я еще с детства люблю все непонятное и интересненькое.
Уверен, что в скором будущем главным источником богатства человечества станет не сырье или оружие, а информационные технологии. И сегодня как никогда важно идти в ногу со временем и не бояться пробовать что-то новое. Итак, краудфандинг: что это такое, и как он развивается в России.
Оглавление
Что это такое?
Термин краудфандинг дословно переводится с английского crowdfunding как «финансирование толпы». Простыми словами схему еще называют «народным финансированием». Мудреное слово придумал писатель Джефф Хауи всего десять лет назад.
В чем суть краудфандинга? Люди добровольно «сбрасываются» деньгами, чтобы поддержать чей-то проект. Создатель идеи может привлечь средства для финансирования буквально «с миру по нитке». Тех, кто собирает деньги, называют «реципиентами». Тех, кто спонсирует проект – «донорами».
Проще всего использовать краудфандинг в Сети: через соцгруппы или специализированные сайты. Краудфандинг не зря считают революционным способом привлечения инвестиций. Ведь в такой схеме не нужны ни банки, ни «бизнес-ангелы», ни венчурные фонды. Финансирование поступает от человека (вернее, от сотен людей) к человеку напрямую.
С помощью краудфандинга собирают деньги на:
- Благотворительную помощь (например, срочную операцию)
- Волонтерскую деятельность
- Поддержку политиков, спортсменов и музыкантов
- Запуск стартапов
Обратите внимание! Только последний вариант предполагает какую-то финансовую отдачу от вложений! Поэтому он называется «краудинвестингом» или «акционерным краудфандингом».
Сегодня через международные площадки каждый год проходят десятки миллиардов долларов. Всего десять лет назад деньги на проекты собирали без всякой системы. Но спрос рождает предложение. И вот в начале 2000-х за рубежом появились первые краудфандинговые площадки – гаранты и посредники между реципиентами и инвесторами.
Использование платформ с хорошей репутацией серьезно снижает риски мошенничества! Ведь под краудфандинг часто маскируются банальные финансовые пирамиды. А значит, перечисленные деньги не пойдут на благое дело.
Схемы сбора средств
«Все или ничего» («All or Nothing») – классика краудфандинга. По такой схеме работают все крупнейшие площадки. Автор идеи анонсирует размер необходимого финансирования. Если за указанный срок нужной суммы не собирается – деньги возвращают обратно спонсорам, а автор проекта не получает ничего.
«Оставить все» («Keep what you Raised»). Все собранные средства переводятся реципиенту. Даже если это всего 10% от заявленной суммы.
«Вечное финансирование» («InDemand»). Финансирование осуществляется «вечно». То есть, без привязки к конкретным срокам и пока не наберется нужная сумма.
«Переломный момент» («Tipping Point»). Деньги передаются автору проекта после прохождения «контрольной точки» (например, после сбора половины нужной суммы).
Примеры краудфандинга и интересные факты
- По оценкам Fundable в позапрошлом году краудфандинг обеспечил работой 270 000 человек по всему миру
- Тем или иным образом краудфандинг использовали такие бренды как «Мегафон», Lipton, Rexona, Nokia, а также телеканал «Дождь» и издание «Слон»
- Крупнейшие в мире платформы для сбора «народных денег» — Kickstarter, Indiegogo и Rocket Hub. В России – это Boomstarter и Planeta.ru
- Весной 2012 года российская рок-группа «Би-2» собрала 1,26 млн. рублей с помощью крауд-портала Planeta.ru. На собранные деньги был записан и выпущен альбом «Spirit»
- В 2008 году на этапе предварительных выборов будущий президент США Барак Обама привлек через краудфандинг около $272 млн. на свою предвыборную кампанию
- В качестве эксперимента Стивен Кинг выложил в Сеть первую главу своей новой книги и попросил перечислить $1 для ознакомления с ней. В итоге было собрано около $2 млн
- С помощью краудфандинга были созданы такие популярные видео игры как Wasteland2 и Adventure. На каждую из игр в 2012 году пользователи перечислили свыше $3 млн
- Общественный проект «РосПил» собирал деньги на контроль за расходованием бюджетных средств в сфере муниципальных и бюджетных закупок. Только за первые полгода работы проект Алексея Навального привлек около 8 млн. рублей
- С помощью Planeta.ru российский публицист Виктор Шендерович собрал на свой телеспектакль «Петрушка» 5,86 млн. рублей вместо необходимых 5,8 млн
Краудфандинг в России
Самые популярные направления краудфандинга в России — это социальная сфера, информационные технологии, мода, кино, музыка, малый бизнес, игры и гаджеты.
Площадка Planeta.ru собрала в 2015-м 179 млн. рублей. По данным на сайте общий объем «народного финансирования» на конец ноября 2016 года превысил 542 млн. рублей.
Boomstarter «отработал» гораздо скромнее. В прошлом году площадка собрала около 95 млн. рублей. А общий результат работы платформы за все время – 195 млн. рублей (данные на середину 2015 года).
Это сравнительно много для России, но до обидного мало по сравнению с западными площадками. К примеру, платформа Kickstarter, легенда международного краудфандинга, может похвастаться промежуточным итогом в $2,7 млрд. И это, замечу, американских долларов, а не российских рублей!
Почему темпы развития краудфандинга в России отстают от западных?
Причин много – и все они лежат на поверхности.
Во-первых, краудфандинг в России появился на несколько лет позже, чем на западе. По-настоящему серьезные суммы у нас стали собирать через краудфандинг только с 2012 года. Международный «гигант» Kickstarter стартовал на три года раньше – в 2009 году. А три года для сетевых проектов – почти вечность.
Во-вторых, уровень жизни в России и в благополучной Европе и США все-таки серьезно отличаются. Свою лепту внес и свежий кризис. В 2016-м средний взнос российского спонсора упал до 900-950 рублей.
В-третьих, степень доверия к народному сбору денег у нас подорвана еще со времен злополучных МММ. До сих пор в сфере благотворительности злоупотреблений и мошенничества слишком много даже для России.
В-четвертых, идея краудфандинга крайне слабо освещается отечественными СМИ. Журналистской поддержки у «народных» проектов практически нет. Исключение — финансирование политиков и продуктов известных музыкантов или писателей.
Однако эксперты в сфере краудфандинга полны оптимизма. Они уверяют, что за ближайшие три года российский краудфандинг станет главным инструментом для быстрого финансирования социальных и творческих проектов. Но стоит поторопиться! Ведь через пять лет модель краудфандинга в мире будет принципиально иной…
Подписывайтесь на обновления и делитесь ссылками на свежие посты с друзьями!