Как устроен механизм chargeback в системе mastercard?

Автор: / Дата: в 21:10 / Рубрика: Статьи

Дневник инвестора: «Думай и богатей»

Дорогие друзья, я рад снова встретиться с Вами на страницах моего блога. Наверняка Вам приходилось сталкиваться с понятием риска платежа, особенно, когда покупаешь товар в интернете, с неизведанного ресурса.

А теперь представьте, как себя чувствует инвестор на финансовых рынках, при совершении неторговых и других операций. Для того, чтобы увеличить защищенность покупателя существует понятие «механизм chargeback mastercard» и сегодня я предлагаю разобрать его поподробнее.

Сущность и стороны чарджбека

Этим понятием принято называть процедуру, при которой на основании установленных правил международных платежных систем можно отменить совершенную транзакцию и вернуть платеж покупателю.

Для этого, естественно, необходимо, чтобы операция была совершена при помощи банковской карты. Инициатива отмены должна исходить от владельца карточного счета, по заявлению которого процедура возбуждается банком-эмитентом (так называется банк, который выпустил вашу карту). Зато такая практика позволяет уберечься от мошеннических действий, именно благодаря высокой степени защиты совершенных сделок.

Тем не менее, тема далеко неоднозначна и далеко не во всех случаях инициатору будут возвращены средства, которые он потратил на покупку чего-либо. Сами платежные системы не слишком одобряют эту практику, потому что, это означает обслуживание ненадежных компаний и штрафные санкции, которые вытекают отсюда. Существуют многочисленные нюансы регламента, в том числе, и сроки, которые могут помешать вернуть свой депозит инвестору или покупателю.

visa_mastercard

Как уже говорилось выше, процедура чарджбек существует только для транзакций по платежным картам. В этом процессе обязательно выделяют 2 стороны;

  • Держатель карты вместе с банком-эмитентом этой карты
  • Ответчик по платежу вместе с банком-эквайером

Каков алгоритм процедуры возврата денег?

Лицо, которое планирует оспаривать платеж, обращается в свое банковское учреждение, которое выпустило ему карту, для подготовки заявления на возврат платежа. В заявлении будет отображаться вся подробная информация о проведенной транзакции:

  • Дата платежа
  • Сумма покупки (перечисления)
  • Скриншоты, подтверждающие покупку товара (услуги)
  • Договор о поставке
  • Фото, переписка и другие доказательства совершения сделки не на оговоренных условиях

Любая такая документация передается в банк эмитент и подкрепляет заявление плательщика. Существует и специальный образец такого заявления на русском языке, который владелец карты имеет право получить в банке.

Chargeback-Process

Для того, чтобы заявление было принято и зарегистрировано, оно должно быть составлено верно, а сами причины требования отмены платежа – быть аргументированными и не вызывать на первый взгляд сомнений. Лишь после этого оно будет передано на экспертизу представителям международных платежных систем.

Эти системы инициируют проведение процедуры чарджбэка и обращаются с этим в банк получателя платежа. Банк требует объяснений у своего клиента – продавца или исполнителя, который в данном случае выступает ответчиком. Ему предоставляется 30-дневный период времени для собственной защиты и доказательства необоснованности претензий плательщика.

Если он не воспользовался таким правом, либо предоставленная им аргументация не удовлетворяет банк, то международная платежная система Мастеркард отдает распоряжение на безакцептное списание требуемой суммы со счета ответчика. Другими словами, средства будут сняты с банковского счета принудительно.

В каких случаях обращаться

Замечу, что процедура ограничена по времени, которое отводится для опротестования платежа. Большинство чарджбеков должны быть совершены в сроки, не превышающие 6 месяцев со дня платежа. В случае, если прошло больше 180 дней, возврата средств не будет. Поскольку само рассмотрение может занимать 1-2 месяца, подавать документы следует как можно раньше.

PlasticCard1

Каковы основные причины для запуска механизма chargeback:

  • Операция прошла на сумму, которая отличается от стоимости покупки
  • Деньги были сняты со счета, но товар либо услуга не поставлена
  • Списание с карты средств за покупку, которая вообще не была совершена
  • Неправильная дата или время проведения транзакции
  • Задвоение суммы списанных средств
  • Покупатель совершил еще одну оплату другим способом (например, с другой карты, наличными и т.п.)
  • Товар предоставлен не в полном объеме, не соответствует заявленному, отличается то обещанного и так далее
  • Отказ продавца в приеме товара обратно

Несколько слов из практики

Такое известный банк, как Сбербанк, разработал собственную процедуру по возврату средств, которое кардинально отличается от классического чарджбека платежных систем. Для успешного возврата средств придется в нюансах изучить их процедурные моменты. Но это по-прежнему рабочий метод возврата средств, затраченных по платежной карте, который может быть применим в большинстве клиентских ситуаций (более подробно о борьбе со сбербанком я уже писал здесь).

Sberbank_chargeback

Какова вероятность возврата средств при чарджбеке? По статистическим данным, каждый третий чарджбек не удовлетворяется, то есть, платеж не возвращается инициатору. Но и в этих случаях не стоит опускать руки.

Для начала, тщательно ознакомьтесь с текстовым содержанием отказа или дайте прочесть специалистам. При наличии непонятных причин отказа, есть смысл обратиться с жалобой на банковское учреждение. Для этого можно подать жалобу в Главный офис этого банка, Центральный банк РФ или в саму платежную систему.

Одним словом, процедура эта долгая и не во всех случаях успешная. Настройтесь на длительный процесс возврата средств, но, чем раньше Вы его начнете, тем больше шансов на положительный исход дела. Поделитесь ссылками на мои публикации, если они были вам полезны и до встречи!

P.S. Друзья, если вы не уверены в собственных силах или уже пробовали и получили отказ в возврате средств — посмотрите эти заявления для владельцев карт VISA, которые подготовил мой юрист или напишите мне через форму обратной связи и я обязательно вам помогу!