Что случилось с нефтью, сходившей на -$47 и как это возможно: неужели кто-то получил и бочку и деньги в придачу?

Американская нефтяная промышленность переживает локальный конец света — пестрят заголовки наших СМИ. Пандемия коронавируса и глобальный производственный спад привели к такому быстрому падению спроса на нефть, что уже не хватает места для её хранения.

Но если с коронавирусным ослаблением рынка звёздно-полосатые производители чёрного золота ещё кое-как справлялись, то заруба между Россией и Саудовской Аравией за рынки уложила Дядю Сема на лопатки.

Ситуация дошла до того, что уже не покупатели должны платить за нефть, а им самим причитается награда за покупку. А всё из-за того, что впервые в истории цены из-за особенностей работы фондового рынка перешли на обратную сторону силы и стали отрицательными.

Причём американский углеводород свалился аж на минус сорок с гаком баксов. Любой реальный потребитель нефти, который закупает её для производственных целей, в это время жировал по королевски и заключал сделки века. Но почему это вообще произошло?

Что случилось

Эталонная цена на американскую нефть свалилась глубже и быстрее, чем когда-либо в истории в ответ на пандемию коронавируса и экономическую войнушку между Россией и Саудовской Аравией. Русские и арабы качают очень много и очень дёшево, поэтому сравнительно дорогая техасская нефть марки WTI сильно потерпела от всех этих событий.

В начале года она стоила плюс-минус 50 американских рублей за баррель, и на фоне этого падение до минус 40 в понедельник стало настоящим идеальным штормом для нефтяной промышленности США. Спрос на чёрное золото снижается, хранилища заполняются, а трейдеры и спекулянты всех мастей в панике принялись скидывать с рук свою «бумажную нефть», обваливая рынок.

В итоге получилась вообще нереальная ситуация. Например, один фьючерсный контракт на нефть торгует 1000 баррелями нефти и отрицательная цена в 40 долларов означает, что теоретически можно получить в собственность 1000 баррелей нефти не просто бесплатно, а с нехилым кешбеком.

То есть, купив этот фьючерс, не получаешь примерно 42 000 галлонов сырой нефти, но не платишь за неё, а, наоборот, тебе сверху накидывают 40 килобаксов. Загвоздка только в одном — эту нефть нужно как-то привезти и где-то хранить. Поэтому реальный профит от ситуации смогли получить очень немногие. А некоторые очень попали на этом движении:

Как это понимать и из-за чего

Можете ли вы купить бочки с нефтью по дешёвке и, скажем, хранить их на своём заднем дворе, чтобы заработать деньги на отрицательной цене и реализации продукта после восстановление рынка?

Нет. К сожалению, для простых прохожих такой вариант не проканает. Контракт на нефть, торгуемую в Соединённых Штатах, заключается в поставке нефти в хранилище и дальнейший её транзит по трубопроводу, ЖД или автотранспортом. Цена на бирже — это цена за углеводород сам по себе. Транспортные расходы несёт покупатель.

Кроме того, каждый контракт рассчитан на 1000 баррелей нефти — это примерно пять стандартных автоцистерн. Но даже если ваш дворик настолько просторный, чтобы припарковать пять цистерн, заполненных нефтью, всё равно ничего не получилось бы, потому, что на бирже обычно никто не торгует одним контрактом. Ценные бумаги торгуются пуллами по несколько тысяч. Поэтому увы.

Цена на нефть на самом деле не цена на нефть. Нефтяной рынок давно ушёл от прямых договорняков между покупателем и производителем. Сегодня нефть торгуется по фьючерсным контрактам. Если вкратце, то фьючерс на нефть — это соглашение между двумя сторонами, одна из которых соглашается заплатить другой фиксированную цену за определённое количество баррелей, а вторая — доставить эту нефть в нужное место в указанный во фьючерсе срок.

Это сделано для того, чтобы расширить рынок, привлечь и хеджировать риски от скачков цены на чёрное золото (если ты варишь бензин и думаешь, что через месяц нефть подорожает — покупай фьючес сегодня и получай нефть дешево, даже если рыночная цена на момент поставки и вправду будет выше).

Но есть у такого подхода и обратная сторона. Фьючерс на нефть стал спекулятивным инструментом. То есть, им могут торговать не только те, кому реально нужна нефть, но и те, кто просто хочет навариться на ценовых колебаниях.

То есть, они покупают фьючерсы и продают их до срока исполнения, чтобы не вступать в собственность и не платить за транспортировку и хранение. С падением цен и заполнением хранилищ никто из спекулянтов не хочет попасть на крючок фактической доставку нефти, поэтому они быстро скинули ценные бумаги на биржу, тем самым обвалив их стоимость.

Что будет дальше

Конечно, такая дичь вряд ли повторится, но в целом ценовая вакханалия наверняка затянется надолго. Дело в том, что нефтяные скважины нельзя просто выключить и включить как водопроводный кран. Нужна куча денег, чтобы начать добычу; закрыть и законсервировать шахту тоже стоит кучу денег, а ещё больше зелени нужно вбухать, чтобы расконсервировать её и запустить снова. Таким образом, производители просто вынуждены продолжать добычу, даже если они работают с убытками и фактически платят людям, чтобы они брали их нефть.

Проблема и в том, что нефть — это не уголь. Её не навалишь горой в чистом поле — нужно хранить в специальных резервуарах, подсоединённых к транспортной инфраструктуре, такой как трубопроводы, танкеры, нефтеперерабатывающие заводы и т. д. А поскольку спрос быстро упал, а мировое производство сократилось из-за пандемии вируса, хранилища быстро наполняются. Это означает, что даже те, кто наваривается на дешёвой нефти, рано или поздно упрутся в потолок и перестанут её брать.

Почему это надолго? Потому, что запасы нефти в мире уже колоссальные. И все, кто закупился дешёвой нефтью, будут расходовать её и не будут покупать более дорогую. А поскольку спрос на продукты переработки упал из-за экономической рецессии, расходоваться эти запасы будут очень долго. А значит и «болеть» рынок нефтедобычи тоже будет долго.

По самым оптимистичным оценкам, небольшое восстановление начнётся во второй половине 2020 года на фоне ослабления карантинных мер. В частности, если будут сняты жёсткие ограничения на поездки и транзит грузов, то рынку потребуется больше дизеля, бензина и самолётного топлива, что несколько подстегнёт спрос.

Однако большинство аналитиков считают, что цены на нефть в этом году точно не смогут достичь того же уровня, который был в начале года (65-70 долларов за баррель Brent и примерно 50-55 за WTI).

Как на этом можно было заработать и можно ли заработать в будущем

На первый взгляд, инвесторам и трейдерам нужно держаться подальше от этого рынка, пока всё не устаканится. Но на самом деле ауты для заработка всё есть. На мой взгляд, инвестировать в отрасль можно, если сосредоточится не на чисто нефтедобыче, а на переработке.

В первую очередь я советую присмотреться к деверсифицированным гигантам отрасли типа Exxon, или Royal Dutch Shell. Они от таких раскладов только выигрывают, потому что вместо того, чтобы просто продавать дешёвую нефть, они прерабатывают её в горючку и другие нефтепродукты и продают на рынок уже совсем по другой цене.

Как бы ни упал рынок, а горючка, пластмассы и прочее-прочее, изготавливаемое из нефти всё равно будут востребованы. И производители этих товаров некисло наварятся, имея доступ к дешёвому сырью. А соответственно, наварятся и инвесторы, вложившие в их акции.

Почему такие инвестиции хороши на долгосрок? Потому, что после подорожания цены на нефть в будущем, они снова начнут получать доход и от нефтедобычи. Так что вклады будут долгоиграющими. Впрочем, это я их такими вижу. Если вы видите по-другому, обоснуйте почему именно ваша точка зрения более правильная. Любая дискуссия приветствуется.

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Подпишитесь на обновления
Добавить комментарий

Теперь и в Telegram!

А самое интересное тут

У меня есть подарок для вас — инвестиционная брошюра!
Забрать подарок
Adblock
detector