Мотивация персонала: как стимулировать сотрудников работать во благо компании, и почему финансовое стимулирование не всегда полезно
Результаты компании во многом зависят от персонала. Фирма может создавать и продавать классный продукт. Однако если сотрудники не видят в нем ценность, не заинтересованы в достижении целей и не понимают, почему они работают именно в этой организации, получить большую прибыль не удастся. По этой причине крайне важна разработка стратегии мотивации персонала.
Оглавление
Зачем мотивировать сотрудников?
Мотивация персонала малого бизнеса – удобный инструмент, позволяющий побудить сотрудников выполнять действия, направленные на решение задач, стоящих перед компанией, и достижение целей. В результате коллектив компании начинает работать эффективнее. В рамках процедуры применяются материальные и нематериальные стимулы.
Главная цель мотивации сотрудников – улучить показатели фирмы, достичь более весомые результаты, чем можно было бы получить без применения подобных методов. В результате персонал активнее выполняет стоящие перед ним задачи, завершает проекты раньше срока, работает качественнее.
Совершенствование мотивации труда персонала позволяет:
- предотвратить текучку и сохранить ценные кадры внутри компании;
- улучшить общий уровень производительности труда, повысить его качество;
- оптимизировать бизнес-процессы, повысить эффективность управления;
- побудить перспективных сотрудников к трудоустройству в компанию;
- определить положение каждого работника в коллективе, сплотить его;
- улучшить мнение персонала о компании;
- побудить действовать сотрудников в интересах организации.
Грамотный подход к мотивации способствует повышению дохода организации, а также ее конкурентоспособности.
Методы мотивации
В рамках мотивации персонала в условиях кризиса применяют материальные и нематериальные методы. В первую категорию включают денежные средства, которые сотрудник получает за работу. Выплата состоит из постоянной и переменной части. Средства, входящие в первую категорию, работник получит в любом случае. Размер переменной части напрямую зависит от эффективности сотрудника. Компания может выплачивать:
- комиссионные или проценты с продаж;
- премии за выполнение плана;
- премии за ценность сотрудника.
Нематериальная мотивация не менее важна. В эту категорию включают все виды поощрений, кроме материальных. Для повышения заинтересованности персонала в трудовой деятельности компания может предоставлять:
- все виды социальных льгот и гарантий, в том числе выходящих за перечень, который закреплен в законодательстве;
- доступ к участию в корпоративных мероприятиях;
- возможность путешествовать и знакомиться с разными городами, работая в разных филиалах;
- участие в профессиональных конференциях;
- повышение квалификации или прохождение обучения с нуля за счет компании;
- помощь в переезде, если в фирму трудоустроился сотрудник из другого города;
- обеспечение всех первичных нужд, в том числе предоставление бесплатного питания.
Перечень нематериальных поощрений может сильно меняться в зависимости от особенностей, которые присущи организации, а также внутренней политики компании.
Почему мотивацию нельзя сводить к деньгам?
Изучая в рамках управления персоналом мотивацию и стимулирование, следует обратить внимание на отсутствие универсального способа мотивирования. На каждого человека влияют свои способы воздействия. Их перечень зависит от:
- возраста;
- уровня образования;
- региона проживания;
- жизненных приоритетов конкретного сотрудника.
Это далеко не весь перечень важных факторов, влияющих на подбор эффективного способа мотивации. Например, низкоквалифицированный рабочий охотнее получит премию, чем всеобщее признание без материального стимулирования, а для опытного сотрудника будет важен карьерный рост.
В российских компаниях обычно делают упор на материальное стимулирование. Однако эта стратегия успела продемонстрировать относительно низкую степень эффективности. Предоставление премий и иных финансовых поощрений действительно стимулируют сотрудников работать лучше, но только в течение первых 3-5 месяцев. Затем выплату начинают воспринимать как должное, а ее лишение вызывает гнев. Чтобы наблюдался выраженный положительный эффект, необходимо выстроить грамотную систему мотивации работы персонала.
Как внедрить эффективную систему мотивации?
В состав системы мотивации включают все способы и методы мотивирования, которые используются. Осуществлять ее построение необходимо с момента создания фирмы. Процесс требует тщательного поэтапного подхода. В рамках формирования системы мотивации необходимо:
- Определить цели, которые необходимо достичь. Для этого важно сформировать понимание, чем именно заняты сотрудники, какие задачи компании они решают. Затем информация фиксируется в должностных инструкциях.
- Сформировать систему оценки. Она необходима для того, чтобы понимать, действительно ли сотрудник работает хорошо.
- Определить перечень поощрений. Лучше использовать сразу несколько способов мотивации. Это позволит улучшить возможный результат.
- Провести тестирование. Во время процедуры удастся понять, на сколько подготовленная система эффективна. На этапе тестирования можно внедрять разные способы поощрения, подбирая самые результативные.
- Внедрить готовую систему. Важно, чтобы сотрудники были в курсе происходящих изменений и были готовы к ним.
- Провести итоговый анализ полученных результатов. Он позволит понять, действительно ли выбранная система работает эффективно, или ее нужно менять.
Примечательно, что периодически возникает потребность в модернизации или полной замене системы. Подобное возможно, если сотрудники часто сталкиваются с выгоранием, не выполняют установленные требования для получения поощрения, прослеживается огромная текучка. Дополнительно причиной для пересмотра может стать рост компании или существенное изменение ситуации на рынке.
Как научиться мотивировать персонал?
Когда речь идет о мотивации персонала, нельзя действовать интуитивно. Потребуются знания, позволяющие грамотно разработать систему мотивирования, понять эффективность ее работы, выбрать подходящие методы стимулирования. Чтобы быстро получить необходимые знания, можно пройти курсы. Хорошая программа создана компанией Beyond Taylor https://beyond-taylor.com/. На курсе вы познакомитесь с особенностями стимулирования и управления персоналом, поймете, как повысить эффективность бизнеса в целом.