Что такое инвестиционный бюджет: объяснение простыми словами на понятном языке
Здравствуйте, дорогие читатели!
Инвестиционный бюджет — основной инструмент для контроля эффективности вложений.
Что это такое
ИБ – это финансовый документ, в котором отражается движение капитальных и финансовых средств компании, направленных на реализацию новых бизнес-программ или развитие уже существующих.
Фактически это план, следуя которому экономический субъект наиболее эффективно использует средства для его развития. Инструмент применяется как для создания предприятий, так и при инвестировании в уже существующее дело.
Документ особенно важен для организаций проектного типа, вся деятельность которых сопряжена с ежедневной реализацией локальных проектов. К таким предприятиям можно отнести строительные, юридические или консалтинговые организации.
Цели и задачи
Формирование такого бюджета преследует определенные цели:
- поиск наиболее эффективных путей развития бизнеса;
- минимизация затрат;
- максимизация доходности;
- сокращение сроков окупаемости проекта с последующим извлечением прибыли;
- формирование инвестиционного остатка.
Кроме того, этот инструмент решает следующие задачи:
- учет временного фактора и стоимости вложений при анализе проекта;
- отношение потенциального дохода к рискам;
- отражение движения финансовых потоков и многое другое.
Состав показателей
Состав показателей для каждой отрасли может разниться. Рассмотрим два вида бюджета: вложения во вновь создаваемый бизнес и инвестиции в уже существующее дело.
В первом случае новым бизнесом пусть будет открытие магазина. Здесь бюджет рассматривается по следующим статьям:
- Вводные критерии. Показатель рассчитывается исходя из нескольких параметров:
- площадь;
- проходимость;
- процент реальных клиентов от посетителей;
- арендная плата;
- процент арендных платежей от торгового оборота;
- торговая наценка;
- число продавцов, их зарплата;
- налоговая ставка;
- затраты на производство;
- рекламные расходы (текущие).
- Планируемые суммы продаж. Показатель определяется такими значениями: число реальных клиентов, средняя стоимость покупки, выручка, торговая наценка.
- Переменные затраты. Эта статья складывается из предполагаемой себестоимости, процента арендной платы от торгового оборота, суммы налоговых платежей, зарплаты торговых работников, издержек производственной деятельности, текущих рекламных издержек.
- Прибыль валовая.
- Константные расходы: плата за аренду, прочие затраты на обеспечение ТТ.
- Прибыль.
- Точка безубыточности.
- Нормы оборачиваемости по видам продукции (постатейная разбивка по категориям).
- Предполагаемая структура продаж по видам продукции (постатейная разбивка по категориям).
- Резерв товара (постатейная разбивка по категориям).
- Стартовые затраты: планируемая стоимость торгового оборудования, рекламные издержки (стартовые), коммерческие расходы на открытие торговой точки.
- Стартовый капитал на открытие, время, в которое торговое предприятие окупится.
Второй пример — бюджет для инвестирования выхода новой продукции. В статьях этого инвестиционного документа будут содержаться:
- Сумма всех затрат по выводу (поэтапно).
- Временной период, в который реализуется проект (поэтапно).
- Временной период, за который проект окупится.
- Количество проданного товара.
- Объем продаж нового продукта, маржинальная прибыль от нового продукта.
- NPV.
- IRR.
- Выручка от продажи новой продукции.
- Издержки по осуществлению вывода: з/п временной рабочей группы (ВРГ), расходы на выпуск и продвижение продукта.
- Финансовые поступления от продажи новинки.
- Зарплата ВРГ, оплата контрагентам, регистрационные и сертификационные издержки.
- Денежный поток за период.
- Денежный поток нарастающим итогом.
NPV и IRR
Ключевыми показателями в статьях бюджета будут NPV (чистая приведенная стоимость) и IRR (внутренняя норма доходности).
NPV – это финансовое сальдо на определенный момент существования проекта. Его значение показывает ожидаемую прибыль, после того как все инвестиции окупятся.
IRR – это процентная ставка, при которой NPV будет равен нулю.
Значение этих индексов отражают эффективность инвестиций.
Регламент инвестиционного бюджета
На крупных предприятиях, где инвестирование идет по разным направлениям и есть собственная стратегия развития, бюджетирование представляет собой сложный многоуровневый процесс. Если пренебречь регламентированием такого процесса, последствия чреваты провалом инвестиционной политики в целом.
Пример регламента
Приведу пример регламента ИБ предприятия, в котором действует множество разнонаправленных линий развития. В крупных предприятиях регламент представляет собой сложный многоуровневый процесс.
Он включает в себя две фазы: фаза планирования и фаза учета, анализа и контроля. Рассмотрю, как регламентируется бюджет.
Регламент инвестиционного бюджетирования на фазе планирования
Эта фаза включает в себя несколько этапов:
- Составление планов бюджетов локальных проектов. Здесь рассматриваются бюджеты, прошедшие промежуточный отбор – еще не утвержденные, но рабочую проверку прошли. Они формируются ВРГ, в структуре которых работает экономист отдела инвестиций.
- Составление плана инвестирования общего порядка. Подразумеваются приобретения для нужд офиса: компьютерная и другая офисная техника, мебель, канцелярия и так далее.
- Составление общего ИБ. На этой стадии сводятся локальные и общие бюджеты. В бланке отражены два аналитических параметра: инвестиционные затраты и проекты развития. Планируемые расходы на инвестиции общего порядка указываются отдельной строкой. К документу отдельно прилагается разъяснительная информация, уточняющая предоставленные данные.
- Уточнение и согласование ИБ. Эту работу делают финансисты с участием руководителя ВРГ. На этом этапе определяются приоритетные проекты.
- Промежуточное утверждение бюджета. На этой стадии бюджет рассматривают топ-менеджеры, задействованы ключевые участники процесса.
Регламент инвестиционного бюджетирования на фазе учета, контроля и анализа
Эта фаза включат в себя следующие этапы:
- Аккумулирование данных о фактически освоенных инвестициях. Сведения собирает экономический отдел и бухгалтерия. Аналитика показана в срезе проектов и постатейных затрат.
- Анализ исполнения бюджета. На этом этапе работают финансисты, исполнительный директор и руководители ВРГ. Анализируются результаты и отклонения их от запланированных показателей. В случае отрицательных результатов устанавливаются причины, и определяются способы реагирования на фактический итог.
- Корреляция и утверждение итогов анализа инвестиционного плана. Этап проходит на уровне топ-менеджмента. Здесь принимаются решения о закрытии программ, или, наоборот, об увеличении финансирования.
Модель инвестиционного бюджета
Сегодня разработаны типовые модели построения инвестиционного бюджетирования для разных отраслей. Ученые-экономисты считают: если процесс можно стандартизировать, унифицировать и привести к общим параметрам, то это целесообразно это сделать. Наличие модели значительно экономит рабочее время сотрудников при необходимости создать типовой бюджет.
Пример разработки бюджета проекта
Если опираться на типовые модели по отдельным отраслям, то разработать бюджет достаточно просто. Ниже представлена таблица разработки бюджета для розничной торговой точки:
Заключение
Многие предприятия пренебрегают составлением бюджета инвестиций в составе сводного бюджета. Между тем это эффективный инструмент по оценке результативности всех инвестиционных вложений фирмы.
На этом у меня все, следите за обновлениями, рассказывайте о нас друзьям.
Рассказано все просто, на пальцах.
Курс по бюджетированию в одной статье? Ну, не знаю...