Дневник инвестора: «Думай и богатей»
Или как получать от 60% годовых на свои вложения

Биография короля автомобилестроения Генри Форда

Приветствую! Генри Форд не просто придумал марку бюджетного автомобиля. Он открыл заводы по производству авто по всему миру. Начал использовать автосборочный конвейер в промышленных масштабах. Сделал кучу полезных изобретений (на его счету 161 патент в США). Ввел на производстве пятидневку и оплачиваемый отпуск. И, наконец, превратил авто из «роскоши» в доступное «средство передвижения».

Итак, Генри Форд: биография, достижения, цитаты и интересные факты.

«Безавтомобильное» детство

Будущий «автомобильный король» родился летом 1863 года в штате Мичиган. Родители Генри Форда были ирландскими иммигрантами. Семья владела фермой в окрестностях Детройта и предсказуемо зарабатывала на жизнь сельским хозяйством.

Семья Фордов не было ни бедной, ни богатой. Но Генри абсолютно не прельщала перспектива застрять на ферме до конца своих дней. Первый локомобиль («самодвижущуюся повозку») Генри увидел, когда ему было 12 лет. Та «встреча» перевернула его жизнь.

Забавно, что легендарный бизнесмен так и не получил нормального образования. В детстве Генри закончил лишь церковную школу и даже будучи владельцем крупных заводов, писал с ошибками.

В 17 лет он поступает учеником в механическую мастерскую. После учебы возвращается домой, работает на родительской ферме, женится (жена будущего «автомобильного короля» была дочерью фермера) и радуется рождению сына. К слову, с Кларой Брайант Форд счастливо прожил до конца своих дней.

Восемь лет подряд он трудится инженером-механиком в «Электрической компании Эдисона». Его повышают до главного инженера после того, как он придумал бензиновую молотилку зерна и продал патент на изобретение Томасу Эдисону.

Но про автомобили Генри не забывает ни на секунду. В свободное от дневных забот время Генри конструирует свое первое авто.

Фордомания

Свой первый автомобиль Генри вначале пытается продавать «в лоб», объезжая на нем потенциальных клиентов. Но «Фордмобиль» продается так себе.

В 1902 году Генри придумал отличный рекламный ход. За рулем Форда он обгоняет чемпиона США на автогонках! Люди любят победителей. Проектом заинтересовались инвесторы, клиентура Форда растет не по дням, а по часам. Годом основания новой компании с «говорящим» названием Ford Motor Company считается 1903 год.

Генри одержим идеей превратить автомобиль из «роскоши» в «средство передвижения». Он пытается придумать что-то простое, надежное, но, обязательно, дешевое! В начале XX века подобная идея выглядела безумием. Как если бы сегодня кто-то загорелся производить для массового потребителя яхты или вертолеты.

Форд максимально упрощает конструкцию авто. Стандартизирует все механизмы и детали. И, наконец, ставит производство автомобилей на поток – с помощью старого-доброго конвейера. Конвейерная сборка в 5-10 раз ускоряет процесс производства. Кстати, именно Генри Форд первым догадался использовать крюки и цепи над конвейером, чтобы перемещать тяжелые детали не вручную.

За считанные месяцы Ford Motor Company уверенно выбивается в лидеры отрасли.
В 1908-м году с конвейера Форда выходит легендарный «Форд–Т». Он практичен, надежен и стоит гораздо дешевле, чем авто конкурентов. Сам Эрнест Хемингуэй ездит на «Форде-Т», переделанном в санитарный фургон.

К началу Первой мировой войны каждый десятый автовладелец ездит на «Форд-Т». В 1914 году завод выпустил юбилейный 10-миллионный автомобиль. В то время купить новенький Форд можно было за $500. Для сравнения: рабочим на заводах Генри Форда платили $5 в день (100 дней = 1 машина). В пересчете на сегодняшний курс дневной заработок рабочих составлял примерно $100.

В годы Первой мировой войны корпорация Форда выполняла военные заказы. На предприятиях «автомобильного короля» производили не только машины, но и каски, противогазы, а также цилиндры для легких танков и подводных лодок.

К началу 1920-х Генри Форд продавал больше машин, чем все его конкуренты вместе взятые. Из 10 купленных в США автомобилей 7 были произведены на заводах Форда. Отсюда и прозвище «автомобильный король».

В 1922 году Форд пишет и издает автобиографическую книгу: «Моя жизнь, мои достижения».
Но спокойно почивать на лаврах не получается. На сцену выходит Genetal Motors: с кучей самых разных моделей авто, которые можно купить в кредит. К концу 1920-х продажи «Форд-Т» катастрофически падают. На горизонте маячит призрак банкротства.

Что делает «мотор компании»? Временно закрывает производство, распускает по домам рабочих и придумывает новый автомобиль. В 1927-м году на свет появился «Форд-А» (прототип легендарной советской «Победы»). Открывается новая страница истории успеха Генри Форда.

Сегодня Ford Motor Company – четвертая в мире по объему выпуска автомобилей за все время ее существования. Кому принадлежит компания Форд сегодня? Около 40% акций – семье Форда. Остальные акции находятся в свободном обращении (ценные бумаги котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже).

К слову, штаб-квартира компании до сих пор находится в пригороде Детройта (городе Дирборн).

Отношение к персоналу

Про работу на заводах Форда ходили легенды. Люди выстраивались в очередь, чтобы ее получить. Он был первым, кто основал на предприятиях США лояльную систему оплаты труда. Установил 8-часовой рабочий день, «пятидневку» и отпуск (оплачиваемый). Еще одно прозвище Форда, которое часто используют журналисты: «человек, придумавший выходной».

Он выплачивал дополнительные бонусы тем, кто не пил и не курил. А при подборе персонала оценивал не резюме и рекомендации бывших работодателей, а лишь готовность кандидата работать.

На предприятиях Форда дисциплина была жесточайшей. Владелец компании не жалел ни себя, ни работников. Знаменитый афоризм Генри Форда: «Только две вещи заставляют людей усердно трудиться: желание заработать и страх потерять источник дохода».

Зато на его заводах практически не было текучки. Кстати, Генри считал, что деловодство и бюрократия только мешают рабочему процессу. И отменил производственные совещания, лишнюю документацию и даже статистику.

Справедливости ради отмечу, что «конвейерный» подход Форда часто критиковали за «обезличенность». Такая точка зрения отлично описана в романе «О дивный новый мир» О. Хаксли (вместо «ей-Богу» люди в книге говорят «ей-Форду» и крестятся буквой «Т»).

Цитаты Генри Форда

«Успешные люди всегда впереди, потому что используют время, которое другие тратят впустую».

«Неудача – это шанс начать что-то заново, но более мудро».

«Люди гораздо чаще капитулируют, чем терпят настоящее поражение».

«Человек умирает в тот момент, когда перестает меняться. А похороны – всего лишь ритуал».

«Нет ничего невозможного, если Вы умеете делить работу на простые куски».

«Вы делаете то же самое, что и вчера? Значит, и получите то же самое, что и вчера».

Но больше других мне нравится надпись на воротах его автомобильных заводов: «Помни, что Бог создал людей без запасных частей».

Интересные факты о Генри Форде

Генри Форда часто называют первым автомобилистом на планете. Регулярные поездки на своей «бензиновой тележке» по Детройту он совершал еще в 1895 году. Строго говоря, Генри одним из первых начал использовать «прототип» автомобиля для повседневных поездок.

Он же стал и первым человеком с водительскими правами. В то время никаких ПДД не существовало. Тем не менее, полиция часто останавливала Форда за «превышение скорости». Генри был вынужден обраться к мэру города за особым разрешением. Какое-то время он был единственным человеком в США, имеющим водительские права.

Удивительно, что такой «технарь» как Генри Форд верил в реинкарнацию. «Некоторые души старше, чем другие. И соответственно, знают больше. Мой гений – это не дар и не талант, а опыт, накопленный за предыдущие жизни».

Подписывайтесь на обновления и делитесь ссылками на свежие посты с друзьями в социальных сетях!

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Подпишитесь на обновления
Добавить комментарий
Рекомендую
Adblock detector