Миллионы на поношенных «Дольче-Габбана»: как Анна Любан зарабатывает на люксовых секонд-хендах и тех кто не может позволить себе ЦУМ, а очень хочется
Рынок подержанных вещей и предметов роскоши в мире бьёт рекорды роста. Даже в Азии, где люди традиционно сильно суеверные в этом плане.
Раньше не обращал на него внимания, но случайно встретив в сети историю успеха бывшего банкира Анны Любан, заинтересовался. Теперь не удивлюсь, если скоро сам Бернар Арно внемлет новому тренду и пригреет под боком пару крупных секондов. Не все ему Хеннесси с Луи Виттоном продавать.
Оглавление
Кто это такая, кем работала до старта бизнеса
Анна Любан — основательница Second Friend Store — одного из пионеров российского люксового ресейла. Родом из Северодвинска, но с 15 лет живёт Москве. Семью Анны нельзя назвать типичными «понаехали».
Её отец — толковый инженер, трудился в крупной строительной компании, поэтому с деньгами никогда проблем не было.
Анна Любан собственной персоной. Источник: nvdaily.ru
Закончив школу, будущая бизнес-вумен продолжила учёбу в Финансовой академии при Правительстве России, успешно защитила диплом по специальности финансовый менеджмент.
В 2006 сумела пробиться на хлебную должность в инвестиционной корпорации «Ренессанс-Капитал». Казалось, жизнь удалась, но скоро амбиции взяли вверх, и Анна ушла с работы, чтобы открыть своё дело.
По словам самой Любан в «Ренессанс-Капитал» ей нравилось всё, кроме перспектив. Делать карьеру в сфере инвестирования и финансов желания не было, а другие точки роста в компании отсутствовали. Поэтому выход был один «выйти из системы» и создать что-то своё.
Как возникла идея создания бизнеса на б/у люкс одежде
Быть представителем крупной солидной компании — не только почётно, но и накладно. По словам самой Анны, в месяц приходилось тратить по 50-70 тысяч рублей на новые брендовые вещи.
Для деловых встреч и вечеринок предусмотрены дресс-коды и надевать одну вещь два раза в такой тусовке обычно не принято — ибо потеря статуса. Поэтому все шкафы на то время ещё банковского служащего быстро наполнились всяким люксовым крамом.
Источник: secondfriendstore.ru
В 2010 в голову пришла идея распродать всё добро, открыв секонд по перепродаже люксовых вещей. «Стартовый капитал» уже был — осталось только всё организовать.
Бизнес взлетел. Маржа в среднем составила 25-50 % с одной сделки. Тогда Любан и приняла решение окончательно уйти с работы и полностью посвятить себя своему делу.
В отличие от простого секонда, Second Friend Store изначально специализировался на люкс брендах и продолжает это делать. В период кризиса 2013 была неудачная попытка перестроиться под более «народный» сегмент.
Возможно в провинции проконало бы, но в «городе понтов» даже хипстеры из поколения Z, сидящие на мамкиной шее и одевающиеся в секондах, предпочитают известные бренды. Теперь магазин полностью удовлетворяет спрос.
Сколько она сейчас зарабатывает на этом и какие проблемы были при коронакризисе
Поскольку Second Friend Store — ООО, регулярно публиковать свежие отчёты компания не обязана. Последние твёрдые данные по прибыли и выручке опубликованы за докризисный 2018. Динамика строго положительная.
Источник: openweb.ru
В 2019 у Любан возникли трудности. Во-первых, одна из совладелиц бизнеса вышла и забрала свою долю, а во-вторых, переезд в центр на Мясницкую потребовал больше затрат, чем предполагалось заранее.
Предпринимательнице пришлось оформить кредит 2 млн, плюс ещё 100К долларов подкинул знакомый «бизнес-ангел».
В 2020 бизнес ждало ещё одно испытание — коронакризис. Но внезапно трудными оказались только первые несколько недель. После этого дела резко пошли в гору.
С одной стороны поиздержавшиеся модники и модницы скрепя сердце опустошили гардеробы и понесли свои сокровища на продажу.
С другой — привыкшая к понтовым шмоткам публика, временно стеснённая в средствах, пошла в Second Friend Store за хоть и не новыми, но качественными брендовыми вещами.
Дабл вин, как говорится. Если верить Любан, за 2020 выручка магазина выросла до 58 млн рублей. Теперь магазин отбраковывает 90 % предложений, а в ассортименте остались только самые крутые бренды и дизайнеры.
Есть ли будущее у люксового секонд-хенда в России
Пока не уверен, что конкретно у нас эта ниша выстрелит.
В мире динамика очень крутая.
Источник: statista.com
Но отталкиваться в первую очередь стоит от наших реалий, а тут есть нюансы.
Во-первых, если говорить о люксовом сегменте, ценники не очень маленькие. За одну юбочку или платьице можно отдать среднюю зарплату.
Офлайн сегмент кроме МСК, Питера и ещё пары-тройки крупных городов вряд ли будет сильно прибыльным, а онлайн придётся конкурировать со всякими площадками типа Авито.
Во-вторых, придётся бороться со старыми штампами и стереотипами. Это в Европе секонд — тренд на разумное потребление. У наших людей, генетически впитавших память о советском дефиците, это отсылка к ломбардам и комиссионкам.
Об этом в частности, говорит эксперт по ретейлу и рынку люксовых товаров Ирина Куликова.
Бизнес интересный, но вкладывать напрямую не рискнул бы. Хотя если тот же Second Friend Store или аналогичная компания решит пойти на IPO, я скорее всего поучаствую. Хотя бы даже из спортивного интереса.
А вам как — заходит формат? Готовы покупать ношенные вещи, или такое точно не для вас?