10 регионов, которые кормит вся Россия: откуда берутся эти деньги и зачем их «дарить»
В любой большой стране рано или поздно назревают конфликты — на этнической, языковой и даже экономической почве. У нас в последнее время часто разгораются споры о так называемых дотационных регионах.
Якобы одни всю Россию-матушку кормят, а остальные лишь сосут деньги из бюджета. Учитывая, что в моем медиаполе эта тема появляется все чаще, предлагаю исследовать этот вопрос подробнее, чтобы в случае чего не дать ввести себя в заблуждение.
Кстати, в последние годы не все так плохо.
Оглавление
Какие виды дотаций бывают и зачем они вообще нужны
Для начала стоит отметить одну важную вещь. Под словом «дотации» часто подразумевают, что вот, мол, Ямало-Ненецкий АО трудится, приносит в бюджет много денег, а в Карачаево-Черкессии одни тунеядцы, работать не хотят, денег в казну не приносят, приходится им постоянно денег давать.
На деле все не так. Дотации тоже бывают разными, и даже Ямало-Ненецкий АО кое-что да получает. Помимо тупой раздачи денег, есть еще субсидии, субвенции и различные трансферы.
Эти три вида «дотаций» могут использоваться для поддержки развивающейся отрасли производства, могут выделяться на разные нацпроекты, например, строительство федеральных трасс, или на финансирование соцпрограмм вроде строительства жилья для ветеранов.
Смысл, думаю, понятен. Вот неплохой график по этому поводу. Как видите, в 2019 году «просто так» денег раздали только на 936 млрд из 2,6 трлн руб.
Рейтинг регионов, которым переводят наибольшее количество денег
Вообще стоит отметить интересную ситуацию с тем, как у нас распределяются деньги в государстве. Это, кстати, позволяет иначе взглянуть на ситуацию, когда мэр города торжественно открывает новую автобусную остановку.
Если кратко, то все налоги сначала идут в Кремль, а уже оттуда распределяются по регионам — по их нуждам и очень редко по хотелкам. На местах остаются только налоги на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный налог.
Так, Ямало-Ненецкий АО в 2017 году перечислил в федеральный бюджет 753,9 млрд руб., а «на жизнь» им осталось 196 млрд руб., то есть регион живет только на 1/5 часть своего дохода. А куда уходит все остальное? А вот куда.
Что касается горячих заголовков по поводу Чеченской Республики, то они опираются на реальные цифры. Так что никакого обмана здесь нет. Вот как это все выглядит в разрезе.
Зачем вообще этим регионам переводить деньги, за какие заслуги и для чего
Дотационную политику Минфин называет очень интересно — «распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности». Ииии… в принципе, так оно и есть.
Например, та же Чечня — не самый индустриальный регион, приносит мало. Но там живут люди с паспортом гражданина РФ, а значит, они имеют право получать те же бюджетные услуги, что и жители других регионов.
С другой стороны, раз уж мы начали говорить о Чечне, то нужно иметь в виду, что там добывают около 3 млн тонн нефти ежегодно, а по добыче газа регион занимает 18-е место в стране (около 400 млн кубометров).
Тонна нефти стоит минимум 20 000 руб., т. е. одна только добыча полезных ископаемых способна наполнить бюджет республики и обеспечить 1 478 726 человек.
Плюс давайте представим, что будет, если перестать перечислять дотации.
Уровень жизни упадет в разы, начнется неконтролируемая внутренняя миграция, вырастет уровень преступности и прочие прелести, которые проще оттянуть очередными 60 млрд руб.
Регионы с минимальными дотациями
Ну а теперь о тех, кто нас всех кормит. Согласно данным за 2018 год, 36 % всех поступлений в российский бюджет обеспечивали всего два субъекта — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО. 3 и 4 место за Москвой и Санкт-Петербургом.
То есть за этими территориями — основная доля поступлений в бюджет.
За ними выстроились индустриальные районы: ЛО, МО, Самара, Татарстан, Сахалин, Свердловская область, Тюмень, Калуга и Ненецкий АО.
Всего с вышеперечисленными получается 13 субъектов федерации, которые не только приносят наибольший доход в бюджет, но и не получают дотаций на безвозмездной основе, то есть деньги-то они получают, но в виде трансфертов и субвенций.
И то — размер их помощи не сравнится ни с помощью другим регионам, ни с процентным соотношением вклада в общий котел.
Итак, что у нас получается? Многие субъекты федерации действительно дотационные, и только 15 % из них вносят ощутимый вклад в бюджет. Одни — за счет добычи природных ресурсов, другие — за счет НДС и акцизов.
Давать дотации с моральной точки зрения правильно. С практической — нет. Опыт показывает, что дотации носят иждивенческий характер. Эти деньги не вкладываются в развитие экономики регионов, они просто «проедаются».
Как нужно делать, чтобы было правильно, я пока не знаю. Возможно, нужен ручной контроль. Если тема вас заинтересовала, дайте знать в комментариях, и я исследую этот вопрос в будущем.