Стоит ли вкладывать в российские компании, которые сильно пострадали на фоне происходящего с нефтью?
Месяц назад акции российских голубых фишек на лондонской бирже упали в глубокий нокаут. «Лукойл» сделал кульбит на -22%, «Роснефть» — 21,4%, «Новатэк» и «Газпрома» на -20% -17% соответственно.
Что характерно, внезапно поплохело не только энергетическим гигантам. Падая, они потянули за собой и не связанные напрямую с нефтегазовым сектором компании, как «Норильский никель» (-10,8%), НЛМК (-14,5%), Сбербанка (-18%), ВТБ (-12%), «Магнит» (-16,7%).
Здесь складно совпали несколько негативных факторов, типа глобального снижения цен на нефть и разгара вспышки коронавирса, что в сумме дало удивительную синергию. Но есть мнение, что в нашем случае, всё будет чем хуже, тем лучше и недавний лютый фейл в перспективе обернётся однозначным вином.
Оглавление
Что случилось
История показывает, что нефть имеет неприятное свойство разрушать альянсы, начинать войны и свергать режимы. На этой неделе произошёл значительный сдвиг в ценах на нефть, и не исключено, что все три неприятных события произойдут. Но скорее всего не у нас, так что не спешите куда-то бежать и орать «всё пропало!».
Западные таблоиды с аппетитом посмаковали новость о том, как саудиты начали «нефтяную войну против РФ», чтобы наказать нас за несговорчивость в вопросах ценообразования и застали всех врасплох. Но судя по тому, как разворачивались события, российская сторона к такому сценарию готовилась.
Например, незадолго до описанных событий официальный представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев, назвал сделку ОПЕК+ «мазохизмом», который нужно прекращать. И так прекратили.
В итоге цены на нефть потерпели самое большое падение с 1991 года, когда иракская армия завезла немного национального освобождения в Кувейт, а американские силы в ответ отправили иракцам немного свободы и демократии на реактивной тяге. Но если тогда цены обвалились из-за танков и самолётов, то сегодня их пошатнул коронавирус и ребята из Саудовской Аравии.
Альянсы и договоры нарушились и теперь каждый сам за себя. Россия сказала, что будет качать и продавать сколько захочет, Саудовская Аравия пообещала, что ответит тем же, и под двойной угрозой падения спроса и замаячившего на горизонте демпинга нефть марки Brent подешевела на 22%, американская — на 20%. Следом упали акции нефтедобывающих и перерабатывающих компаний.
Затем грохнулись индексы. А под конец и рубль перестал стесняться и тоже слегка прилёг, достигнув в моменте отметки 81 рубль за доллар (сейчас остановился на границе 72-73 деревянных за бакс).
Какая связь между нефтью и упавшими не нефтяными компаниями
Фондовый рынок состоит из тысяч отдельных компаний из различных отраслей и секторов. Это туго переплетённый клубок и ценообразование здесь зависит от многих факторов.
Поскольку человеческая природа ищет причины в событиях, мы спрашиваем: «Почему цены на акции растут или падают, если страдает только нефтяная отрасль?». Ответ я думаю кроется в том, что в таких зависимых от сырьевого сектора экономик, как Мексика, Норвегия, Россия, и, конечно же, Саудовская Аравия, нефть — это основной ценообразующий драйвер.
Первое — нефть тянет за собой всё, поскольку если цены на энергоносители снижаются, это сильно режет прибыль нефтяных гигантов. Если прибыль снижается, они платят меньше налогов. Меньше налогов — это меньше денег в бюджете. А учитывая, что из бюджета щедрой рукой спонсируется множество предприятий и госпрограмм (в разных секторах от финансов и строительства до IT и пищепрома), эффект оказывается глобальным.
Второе — инвестор залегает на дно и не вкладывает деньги. Не только в энергетику — во всё. В итоге бизнес недополучает прямые инвестиции. Развитие замедляется. Опять же, компании платят меньше налогов, бюджет получает меньше денег, вкладчики получают меньше дивидендов и начинают меньше тратить и ситуация становится ещё хуже. Такой себе эффект домино.
Сколько это все продлится и есть ли шансы на восстановление
Скажу сразу, сколько экспертов, столько и мнений. Лично я согласен с мнением аналитиков Forbes, которые ознакомившись с разными прогнозами пришли к мнению, что к концу года ситуация стабилизируется и курс доллара останется в пределах 73-75 рублей (либо 80-90 рублей при самых отвратительных раскладах).
После этого должен последовать рост, поскольку крупные страны-импортёры, такие как Китай или Индия потихоньку оправляются от последствий коронавируса и начнут закупать больше нефти, чтобы нарастить обороты производства. Поэтому если не последует новой вспышки коронавируса осенью, цена так или иначе осторожно пойдёт вверх только за счёт спроса.
Стоит ли покупать пока дешево или подождать
Опять же, мнения есть разные, но моё мнение такое — вкладывать, да побольше. Несмотря на происходящее, российские нефтяники чувствуют себя неплохо. Налоговая система РФ скроена таким образом, чтобы защищать эту святую стратегическую для нас отрасль. А если будет спрос, значит и добыча будет расти.
По оценке агентства Fitch, операционные расходы на добычу нефти, её транспортировку, админрасходы и другие издержки в зависимости от месторождения составляют 20-30 вечнозеленых, поэтому можно демпинговать — главное, чтобы покупали.
Поэтому да, я бы вкладывал. Пример Эмиратов показал, что Тесла, ветрячки, приливные станции и прочие экотехнологии — это прекрасно, но одним солнцем и ветром пока что сыт не будешь. А чтобы произвести реальную продукцию и доставить её до конечного потребителя нужны тонны нефти. Пока есть спрос и предложение на рынке чёрного золота, вкладывать будет выгодно.
Начнёт ли падать добыча нефти в России? Что-то ограничим, ведь сделку с ОПЕК все-таки провели. Дело в том, что пока Европа, Штаты и их восточные друзья-соратники вкладывали во всякие нанотехнологии, «дикая и отсталая» Россия мыла золотишко, бурила новые скважины, прокладывала трубопроводы, строила морские пути и нефтяные терминалы.
Так что в аккурат к началу кризиса у нас уже выстроена нехилая инфраструктура, которая на фоне роста добычи начнёт раскручивать свой потенциал.
А это случайно не влажные мечты нацпатриотов? Вряд ли. Всё перечисленное выше — это позиция аналитиков Bank of America и Goldman Sachs. Там насчитали, что Россия инвестировала больше 100 млрд долларов в развитие месторождений на Каспии и в Восточной Сибири, для замены иссякающих месторождений на Урале и в Западной Сибири.
А учитывая, что выздоравливающий Китай снова начнёт хлебать нефть пуще прежнего, и что сланцевая нефть из Америки на фоне падения цен станет никому не нужна, и что ограничения по добыче на Россию теперь не распространяются, РФ будет добывать и продавать от 300 до 530 млн тонн в год вплоть до 2035.
Так что да, лучше вкладываться и лучше делать это сейчас. Но если вы думаете, что это отвратительная идея, обоснуйте своё мнение в коментах. Срывы покровов и примеры других более удачных инвестиций приветствуются.