У Tesla 3 завода в США и 1 в Китае, а стоит в 4,5 раза дороже Фольксвагена, у которого 128 заводов: что вообще происходит на рынке
Развитые страны, наконец, ударили зелёным кулаком по грязному углеводороду. Если всё пойдёт по намеченному плану, коптящие дизелем тарантайки уже при моей памяти станут музейным раритетом в США, Евросоюзе и Китае.
Креативная общественность ликует и уже прикидывает, сколько акций Tesla сможет запихнуть себе в портфель. Я же покупаю ценные бумаги Фольксвагена и считаю, что Тесла — худший выбор, который можно сделать. Давайте расскажу почему.
Оглавление
Какие предпосылки для лидерства есть у Фольксвагена
Tesla — самая дорогая автомобильная компания в мире с рыночной оценкой в 708 миллиардов долларов (к моменту обзора). Капитализация VW — €128,9 млрд. На первый взгляд, американская компания, уделывает немецкий концерн без вариантов. И чем сильнее тренд на электрику, тем больше она заработает.
Это не так. Сегодня основной доход Теслы — субсидии по зелёным налогам. А размер субсидий уменьшается пропорционально увеличению числа электромобилей на рынке. Из-за этого её, кстати, сначала даже не хотели включать в эталонный индекс.
Сравним продажи в EU:
Кажется, кто-то уже не влезает на рыночек. Источник: cleantechnica.com
И Китае:
Оцените динамику. Источник: cleantechnica.com
В прошлом году VW продала 9,3 млн машин. Тесла — 500 000. Так наглядно выглядит доля американской компании на глобальном рынке:
Всего лишь 1% и то с натяжкой. Доля Фольксваген — 12,9 % на рынке легковушек.
Сразу принимаю возражение — Tesla торгует только электрокарами, а VW в основном дизелями. Это правда, но есть нюансы. Чтобы оценить успешность, буду смотреть на динамику продаж по чисто электрическим машинам.
В 2020 Volkswagen поставила 212 000 единиц, в 2019 — 73 000, в 2018 — 50 000. Следовательно, за позапрошлый год продажи выросли на ~140 %, а за прошлый — на все ~300 %.
Тесла продала в 2020 году 500 000 единиц против 367 500 в 2019 году — рост на ~73%. Рост продаж в 2019 по сравнению с 2018 составил 149 % — было продано 245 000 авто.
То есть, видим следующее: несмотря на рост продаж у обоих компаний, Tesla замедляет темпы. VW их наращивает. Вот так вот. Такого в популярной брокерской аналитике не напишут.
Какие плюсы и минусы у Фольксвагена
Почему Volkswagen могёт и долгосрочные перспективы у него лучше? Tesla — это компания, которая стоит особнячком и питается «зелёными» субсидиями.
Volkswagen Group — это концерн, который больше 70 лет наращивал мускулы, пережил не один глобальный кризис, объединил под своей сенью несколько известных брендов и нарастил колоссальную материально-техническую базу.
Источник: porsche-se.com
В группу входят двенадцать брендов из семи европейских стран:
- Volkswagen Passenger Cars:
- Audi;
- SEAT;
- ŠKODA;
- Bentley;
- Bugatti;
- Lamborghini;
- Porsche;
- Ducati;
- Volkswagen Commercial Venicles;
- Scania;
- MAN.
Каждый бренд занимает свою нишу и действует на рынке, как независимый субъект. VW выпускает кучу всего от мотоциклов и дешёвых малолитражек до автомобилей класса люкс и грузовиков.
Чтобы не зависеть от сторонних партнёров, Volkswagen сама наладила производство деталей и расходников на нескольких дочерних компаниях. Также Volkswagen Group занимается дилерским обслуживанием, автокредитованием, лизингом и страхованием.
У компании 118 заводов в 20 странах Европы и ещё 10 в Северной и Южной Америках, Азии и Африке. На структуру работает 662 575 сотрудников по всему миру.
Вкратце о возможностях Tesla: три завода в США и один — в Китае. Ещё один на ранней стадии строительства в Германии, но, когда он заработает и заработает ли вообще, не известно.
Немецкие активисты водят вокруг него хороводы, обвиняя в том, что он угробит местную экологию, а местные бюрократы затягивают решение этого вопроса как могут. Я думаю нарочно время тянут, что тормозить конкурента и дать своей компании больше времени.
Какие плюсы и минусы у Теслы
Не нужно думать, что Tesla — мальчик для битья. У неё есть свои конкурентные преимущества. Пока вижу такие:
Тесла — дороже всех. Источник: statista.com
Эксклюзив. Хотя это и плюс, и минус одновременно, как по мне. Чтобы получить хайп и добавить изюминку в свои авто, часто фарширует свои машины самыми свежими наработками и спорными инженерными решениями.
Плюс в том, что компания идёт впереди остальных, и если новинка выстрелит — конкурентам придётся догонять. Минус — если новинка неудачная, конкуренты научаться на ошибках Tesla и выйдут на рынок хоть и позже, зато сразу с качественным и вылизанным до блеска продуктом.
Харизма Илона Маска. Если машина — хлам, на харизме далеко не уедешь. Но если продукция твоей компании плюс минус на одном уровне с ближайшими конкурентами, умение проталкивать свои интересы и договариваться с людьми — бесценно.
Источник: statista.com
Маск создал вокруг себя ауру инновационности, которая нравится инвесторам. Его ракеты (и машины) летают в космос, значит, он владеет самой передовой наукой и технологией. Поэтому капитализация Теслы растёт намного быстрее продаж.
Поддержка правительства. Соединенные Штаты по-прежнему являются наиболее важным целевым рынком для Tesla, компания также стремится выйти на китайский и европейский рынки. Правительство её в этом поддерживает, щедро прикармливая зелёными субсидиями, которые отстёгивают остальные компании.
По минусам я уже прошёлся выше — рынок электрокаров растёт быстрее, чем Tesla успевает его наполнять. Особенно в Европе, где после 2030 вообще хотят запретить все автомобили на ископаемом топливе.
В Штатах конкуренция крепчает. Есть Ford со своей мощной базой. Есть Apple, у которой и денег побольше, чем у Tesla, и наука, не говорю даже за развитую цифровую экосистему. Убер и Амазон тоже надеются собирать фирменные электрички, и эксперты считают такую конкуренцию очень опасной для Теслы.
Во что лучше вложиться сейчас — в VW или Теслу, мое мнение
Аналитики прогнозируют, что Volkswagen победит. Линейка электромобилей VW в большей степени ориентирована на массы, в то время как ценник Tesla по-прежнему выше среднего.
Продажи Model 3 и Model Y — самых «народных» автомобилей Тесла идут не так хорошо, как хотелось бы. Плюс Китай в свете последних событий бойкотирует беспощадно. В общем, эксперты уверены, что к 2025 году компания поставит на 300 000 электромобилей больше, чем Tesla.
Вот, кстати, рыночная оценка акций компаний, от тех же аналитиков.
Тесла:
Источник: simplywall.st
И Volkswagen:
Источник: simplywall.st
Одному есть куда дешеветь, второму — куда дорожать. Не воспринимайте эти слова как инвестиционный совет. Отчёты и прогнозы перед вами — изучайте и мотайте на ус.
Тесла растёт на хайпе, VW вынуждена бороться с рынком. Например, позиции компании сильно подкосил «дизельный скандал». Он хорошо виден на графике.
Источник: cutt.ly
Но очень заметно, как акции отыграли обратно на фоне роста продаж электрокаров и заявлений руководства о полной смене парадигмы — от традиционных технологий к зелёным.
Кто сечёт фишку вложился ещё в 2016—2017 и уже собирает профит. Всё по заветам Баффетта — покупать крутые штуки, пока они недооценены. Но я думаю, ещё не поздно — экспансия VW только начинается. А вот сможет ли Tesla успешно конкурировать со всеми, обладая имеющейся материально-технической базой — это вопрос.
А вы как считаете, сможет или уже на последнем издыхании и пузырь скоро лопнет?