Как я открыла прибыльный хостел по франшизе и почему пришлось его закрыть
Как вы думаете, какие могут быть причины закрытия прибыльного бизнеса? Чего на самом деле хотят предприниматели и стартапы? Если вы тоже раздумываете над открытием своего дела эта статья будет вам чрезвычайно полезна.
Эта история началась в 2015 и длилась примерно год. За это время мне с партнером удалось выйти в операционную прибыль, но даже это не помогло нам удержать бизнес на плаву. И судя по принятому недавно закону, мы правильно сделали, что закрылись.
Эта история попала ко мне неделю назад от моей подписчицы Елены. Я и сам не раз открывал новые бизнесы, может поэтому мне она понравилась и я решил поделиться ее с вами.
Оглавление
Возникновение идеи, начало и расчеты
Мысль основать хостел была навеяна модными в наше время франшизами, которыми мой товарищ по будущему бизнесу вдохновился.
Точные расходы нашего дела я назвать не могу: во-первых, за истечением времени, во-вторых, я и в период раскрутки нашего дела их согласовывала на этапе планирования, но не учитывала после –это было делом моего компаньона.
Расходы включали:
- Покупку франшизы (вступительный взнос) – 150 000 рублей, ежемесячные паушальные взносы – 175 рублей с одного места (но франчайзер не мог это контролировать). Отмечу, что обычно бывает либо одно, либо другое, а тут — комбо.
- Оплату аренды – сначала – 40 000 рублей, потом – 55 000 рублей.
- Зарплату – 1000 рублей/сутки, позже – 1500 рублей.
- Единовременные расходы на обустройство хостела (кровати, матрасы, подушки, постельное, прикроватные коврики, полотенца, посуда, стойка администратора, ноутбук, пылесос, настольные игры) – около 300 000 рублей, тут IKEA была нам в помощь, только стойку администратора заказывали. Ноутбук, пылесос, настольные игры не покупали, принесли, кто что мог.
- Регулярные расходы (чай, печенье, канцелярские принадлежности, бытовая химия, беруши) – по необходимости.
Доходы состояли из платы за проживание (20 мест по 500 рублей в сутки), дополнительных услуг (стирка, продажа сопутствующих товаров). Дополнительные услуги практически никого не интересовали, и если в них был смысл, то, наверное, только с точки зрения меньше амортизации стиральной машины.
Как выяснилось позже, не была у нас заложена статья «непредвиденные расходы», которая оказывалась значительной, например, когда у нас потекла батарея или прорвало душ.
Где мы располагались
Как я уже упоминала, недвижимость мы арендовали. Сначала это была трехкомнатная квартира в престижном спальном районе близко к центру города, потом – двухъярусная квартира в центре города.
Обе квартиры были не «хрущевки», а вполне просторные современные квартиры. В планах была покупка жилого помещения с тем расчетом, что если хостел мы закроем, то эту квартиру можно будет продать либо жить в ней. Сейчас можно только радоваться тому, что так не произошло, потому как сейчас хостелы нельзя размещать в многоквартирных домах.
В арендуемых под бизнес помещениях была вся бытовая техника, частично мебель и посуда, хороший ремонт, поэтому необходимости в дополнительных затратах не было.
Человеческий фактор
Мы с компаньоном были администраторами, уборщиками, прачками в одном лице. Когда мы нанимали администраторов, процесс от этого страдал: убирать, стирать никто не хотел, а платить только за заселение/выселение мы не были готовы. И это была проблема, которую нам не удалось завершить до закрытия.
Жильцы в основной массе были интересными, веселыми, адекватными, но встречались и те, кого, по сути не имея рычага воздействия, нужно было уложить спать, прекратить пьяный дебош или слишком громкую игру в настолки.
Еще раз про сложности и человеческий фактор – соседи. Я ждала, что рано или поздно кто-то напишет заявление в полицию. И если в первом варианте аренды мы были на первом этаже, то во втором – у нас были соседи снизу. Мы старались соблюдать тишину, призывать к порядку, но сложно это делать, если хостел полностью заселен.
О франчайзере. Компанию я называть не стану, но это одна из тех компаний, у которой франшизы на всё подряд и очень молодое руководство. Смысла и пользы в нашем франчайзере я не увидела. Значимой поддержки или известного бренда мы не получили.
Как и почему мы закрылись
Причиной закрытия стало то, что нам нужно было либо развиваться и покупать помещение (а это более чем серьезная сумма для нас), либо закрываться.
Мы понимали, что постоянно искать новую аренду, каждый раз переезжать – это сложно и нервозатратно. Решение о покупке помещения мог принять только мой компаньон (основная часть финансов была его), и он его не принял.
Закрывая предприятие, мы были в плюсе. Более того, в плюсе мы были практически с первых месяцев, поэтому решение о закрытии далось особо тяжело. Но здесь же нужно учитывать, что если бы мы пользовались услугами прачечной, клининга, нанимали персонал, наш «плюс» мог бы быть нулем или минусом.
Все имущество, которое у нас оставалось, мы продали другому открывающемуся хостелу. Его основателем стал, кстати, один из наших бывших постояльцев, который, очевидно, занимался у нас промышленным шпионажем.
Аренда помещения не была долгосрочной, официально трудоустроенных сотрудников не было, поэтому получилось всё завершить очень быстро. Я временно завязала с бизнесом, а мой компаньон открыл кофейню по франшизе нашего же бывшего франчайзера.
А вы пробовали открывать хостел или делать бизнес по франшизе? Поделитесь своим опытом в комментах.